Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 мая 2007 г. N А26-4763/2006-16
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 апреля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирейковой Г.Г., Сосниной О.Г.,
при участии от Министерства финансов Республики Карелия Пахоменко Р.В. (доверенность от 01.08.2006 N 6.2-12), от администрации города Петрозаводска Болотова ОБ. (доверенность от 11.07.2007 N 1.3-16/35),
рассмотрев 22.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Петрозаводска на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.01.2007 по делу N А26-4763/2006-16 (судья Коростелева В.И.),
установил:
Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие "Троллейбусное управление" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации города Петрозаводска (далее - Администрация) и Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) о взыскании 2 349 085 руб. расходов, возникших в результате предоставления с 1 марта по 30 ноября 2005 года отдельным категориям граждан льготного проезда по единому социальному проездному билету в соответствии с постановлением главы самоуправления города Петрозаводска от 18.02.2005 N 308 "О стоимости проезда в муниципальных троллейбусах и автобусах".
Определением от 28.09.2006 к участию в деле привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 22.01.2007 с Администрации за счет средств казны муниципального образования в пользу Предприятия взыскано 2 349 085 руб. В иске к Минфину РК и Минфину РФ отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Администрация просит решение от 22.01.2007 отменить как принятое с нарушением норм материального права. Податель жалобы считает, что он не устанавливал льготы на проезд, следовательно, возмещение расходов Предприятию должно осуществляться за счет средств бюджета Республики Карелия. Кроме того. Администрация оспаривает размер заявленных расходов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие с марта по ноябрь 2005 года осуществляло перевозку некоторых категорий граждан, имеющих право на льготы, по единым социальным проездным билетам, в результате чего у Предприятия возникли расходы в размере 6 481 920 руб. из которых 4 132 835 руб. ему возмещены.
Невозмещение Предприятию расходов в полном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Факт предоставления льгот подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Суд, основываясь на постановлении главы самоуправления города Петрозаводска от 18.02.2005 N 308, заключенном между Администрацией и Предприятием договоре и руководствуясь нормами гражданского законодательства, в частности статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, принял решение о возмещении Предприятию расходов на предоставление льготного проезда за счет бюджета города Петрозаводска.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемого судебного акта, пришел к следующим выводам
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) некоторым категориям граждан отказано в праве бесплатного проезда в транспорте общего пользования.
В силу Закона N 122-ФЗ субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обязаны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно протоколу от 07.02.2005 "О доступности транспортных услуг на территории Республики Карелия" органам местного самоуправления города Петрозаводска предписывалось с 1 марта 2005 года организовывать перевозки на автомобильном и электрическом пассажирском транспорте для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Республики Карелия, со скидкой в размере 50% от установленного тарифа, а также ввести для указанной категории граждан льготный проездной билет стоимостью 160 руб.
Во исполнение Закона N 122-ФЗ и протокола от 07.02.2005 главой местного самоуправления города Петрозаводска принято постановление от 18.02.2005 N 308 о том, что стоимость проезда в муниципальных автобусах и троллейбусах для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Республики Карелия, установлена в размере 50 % от стоимости проезда за одну поездку, для отдельных категорий граждан установлена стоимость единого социального проездного билета в размере 160 руб.
Между Администрацией и Предприятием заключен договор от 05.01.2005, согласно которому последнее обязалось обеспечить равную доступность транспортных услуг в городе Петрозаводске отдельным категориям граждан по единым социальным проездным билетам, а Администрация - осуществлять возмещение расходов в пределах фактически поступивших средств из бюджета Республики Карелия в виде дотаций.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 28.01.2005 N 80" следует читать "от 28.01.2005 N 80-р"
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 28.01.2005 N 80, от 06.04.2005 N 360-р, от 28.07.2005 N 1054-р, от 05.10.2005 N 1579-р утверждены дотации на осуществление мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных статьей 43 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год". Согласно распоряжениям органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано направить полученные дотации на осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности транспортных услуг на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно имеющимся в материалах дела отчетам выделенные из федерального бюджета в 2005 году дотации распределены распоряжениями Правительства Республики Карелия, в том числе городу Петрозаводску было выделено 24 818 тыс. руб.
Вместе с тем Администрация оспаривает требования Предприятия по размеру. Представленный Предприятием в материалы дела акт сверки расчетов Администрацией не подписан. Кроме того, количество проданных единых социальных проездных билетов, указанное в счетах-фактурах, отличается от количества проданных проездных билетов, указанного Предприятием в расчетах. Например, согласно счету-фактуре N 00001540 от 28.07.2005 (том 1, лист дела 20) за июнь 2005 года продано 1000 проездных билетов, однако из расчета за июнь 2005 года следует, что Предприятие реализовало 2106 единых социальных проездных билетов (том 1, лист дела 39). Вместе с тем и в счете-фактуре N 00001540, и в расчете за июнь 2005 года Предприятие указывает одинаковую сумму расходов, которые оно понесло от продажи единых социальных проездных билетов
Таким образом, данные, указанные в счетах-фактурах, не соответствуют данным, указанных в расчетах, составленных Предприятием. Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что выводы суда не основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, в связи с чем решение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует проверить обоснованность требований Предприятия по размеру, а также исследовать доказательства, свидетельствующие о том, в каком объеме Администрация компенсировала расходы Предприятию.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.01.2007 по делу N А26-4763/2006-16 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 мая 2007 г. N А26-4763/2006-16
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника