Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 мая 2007 г. N А26-8236/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Казанцевой Р.В. и Сосниной О.Г.,
при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лоухском районе Республики Карелия Шмоновой А.Ю. (доверенность от 14.05.2007),
рассмотрев 21.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лоухском районе Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.11.2006 (судья Мещерякова К.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2007 (судьи Слобожанина В.Б., Медведева И.Г., Черемошкина В.В.) по делу N А26-8236/2006,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лоухском районе Республики Карелия (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными действия судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Лоухскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия (далее - Отдел) Семакова А.Н. по возвращению без исполнения исполнительного листа N 095299 (далее - Исполнительный лист) и обязании судебного пристава-исполнителя Семакова А.Н. осуществить исполнение судебного акта.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено закрытое акционерное общество "Чупинский горнообогатительный комбинат" (далее - Комбинат).
Решением от 29.11.2006, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2007, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Управление просит отменить указанные решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы ее податель указал на то, что поскольку Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 119-ФЗ) не предусматривает возможность возвращения исполнительного документа, соответствующего его требованиям (статье 8) и предъявленного в пределах срока предъявления к исполнению, то судебный пристав-исполнитель обязан в любом случае возбудить исполнительное производство.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Другие участвующие в деле лица надлежаще уведомленью времени и месте его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 07.09.2006 по делу N А26-5445/2006 с Комбината в пользу Управления взыскано 632 118 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.10.2005 по 31.03.2006.
На основании указанного решения судом 18.10.2006 выдан Исполнительный лист, который 24.10.2006 Управлением в соответствии со статьей 3 ФЗ N 119-ФЗ направлен в Отдел.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Семакова А.Н. от 25.10.2006 N 14528 Исполнительный лист на основании статей 2, 5 и 88 Закона N 119-ФЗ возвращен Управлению без исполнения в связи с тем, что поскольку решением Арбитражного суда Республики Карелия от 23.08.2006 по делу N А26-680/2006-18 Комбинат признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство, то в силу статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) прекращается исполнение по исполнительным документам.
Одновременно судебный пристав-исполнитель разъяснил Управлению, что Исполнительный лист должен быть направлен конкурсному управляющему Комбинатом для исполнения.
Считая действия судебного пристава-исполнителя незаконными, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд, отказывая Управлению в удовлетворении его заявления, указал на то, что в соответствии со статьей 126 Закона N 127-ФЗ с момента открытия конкурсного производства в отношении должника исполнение исполнительных документов осуществляется конкурсным управляющим должника, а не судебным приставом-исполнителем.
Суд апелляционной инстанции, оставляя названное решение без изменения, сослался на то, что после введения конкурсного производства судебные приставы-исполнители не обладают полномочиями по принудительному исполнению исполнительных документов.
Данные выводы суд кассационной инстанции не может признать правильными.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьей 5 Закона N 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства, относятся к текущим платежам.
Как следует из вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Карелия от 07.09.2006 по делу N А26-5445/2006, взысканная с Комбината в пользу Управления задолженность в сумме 632 118 руб. является текущей задолженностью, обязанность по уплате которой возникла после принятия заявления о признании Комбината несостоятельным (банкротом).
Исполнительный лист на взыскание суммы предъявлен в Отдел после принятия решения о признании Комбината банкротом и введения в отношении него процедуры конкурсного производства.
Согласно пункту 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, если иное не предусмотрено настоящим Законом N 127-ФЗ; исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены главой VII Закона N 127-ФЗ.
При этом пунктом 1 статья 134 Закона N 127-ФЗ установлено, что вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства:
требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства.
В силу статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" должник в лице конкурсного управляющего одновременно с выплатой заработной платы обязан в сроки, установленные в пункте 2 данной статьи, производить уплату авансовых платежей по страховым взносам по пенсионному страхованию.
Указанная обязанность конкурсного управляющего также закреплена в пункте 5 статьи 134 Закона N 127-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 134 Закона N 127-ФЗ очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника, указанным в пункте 1 статьи 134 Закона N 127-ФЗ, определяется в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из указанного следует, что конкурсный управляющий в ходе конкурсного производства вне очереди за счет конкурсной массы обязан перечислять текущие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Неисполнение указанной обязанности конкурсным управляющим Комбината и послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с иском о взыскании текущей задолженности.
Принятое по этому делу решение подлежит исполнению в порядке, предусмотренном Законом N 119-ФЗ.
В соответствии со статьей 9 Закона N 119-ФЗ судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или другого органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, предусмотренным статьей 8 Закона N 119-ФЗ.
Поскольку статьей 26 Закона N 119-ФЗ не предусмотрено такое основание для возвращения исполнительного листа взыскателю без возбуждения исполнительного производства как признание должника банкротом, а предъявленный Управлением к взысканию Исполнительный лист соответствует требованиям статьи 8 Закона N 119-ФЗ и срок его предъявления к исполнению не истек, то судебный пристав-исполнитель Семаков А.Н. обязан был возбудить исполнительное производство по Исполнительному листу.
Установленный пунктом 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ запрет наложения арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника, не препятствует судебному приставу-исполнителю при возбуждении исполнительного производства установить должнику срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований (пункт 3 статьи 9 Закона N 119-ФЗ), а также производить взыскание по текущим обязательствам должника по уплате взносов на обязательное пенсионное страхование за счет денежных средств должника, находящихся на счетах в банках (пункт 3 статьи 46 Закона N 119-ФЗ).
С учетом изложенного обжалуемые решение и постановление, принятые с нарушением норм материального права, подлежат отмене, а заявление Управления - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.11.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2007 по делу N А26-8236/2006 отменить.
Действия судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Лоухскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Семакова А.Н. по возвращению без исполнения исполнительного листа Арбитражного суда Республики Карелия N 095299, совершенные постановлением от 25.10.2006 N 14528, признать незаконными.
Обязать отдел судебных приставов по Лоухскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия принять к исполнению названный исполнительный лист.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2007 г. N А26-8236/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника