Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 мая 2007 г. N А42-1242/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Ломакина С.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Ковдорский ГОК" Чемарова А.Ю. (доверенность от 14.03.07 N 10/01/13), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области Шульга Д.А. (доверенность от 28.12.06 N 01-14-43-05/9873),
рассмотрев 29.05.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.11.06 (судья Панфилова Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.07 (судьи Шульга Л.А., Гафиатуллина Т.С., Зотеева Л.В.) по делу N А42-1242/2006,
установил:
Открытое акционерное общество "Ковдорский ГОК" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - Инспекция) от 20.12.05 N 62.
Решением суда от 27.11.06 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.07 решение суда от 27.11.06 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. Налоговый орган считает, что суды не вправе были рассматривать законность и обоснованность решения от 24.12.02 N 1, поскольку налогоплательщик не заявлял требование о признании данного ненормативного правового акта недействительным и им пропущен процессуальный срок для обжалования названного акта, предусмотренный пунктом 4 статьи 198 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению Инспекции, вывод суда о том, что включение дополнительных платежей в сумму реструктурированной задолженности по налогам нарушает права налогоплательщика, основан на неправильном истолковании "Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 (далее - постановление N 1002), который предусматривает уплату в бюджет всей суммы реструктурированной задолженности, а списание предусмотрено только для пеней и штрафов, к которым дополнительные платежи не относятся.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением N 1002 решением комиссии Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.03.2000 N 10-4-5/56-99 была проведена реструктуризация задолженности Общества по налогам и сборам в бюджеты всех уровней на 6 лет, а по пеням и штрафам на 4 года после погашения задолженности по налогам и сборам.
В графике реструктуризации задолженности дополнительные платежи по налогу на прибыль были включены в состав задолженности по пеням и штрафам.
Решением Инспекции от 24.12.02 N 1 внесены изменения в решение комиссии Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.03.2000 N 10-4-5/56-99, в результате которых сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль за пользование бюджетными средствами в размере 40 206 596 руб. 41 коп. исключена из графика погашения задолженности по пеням и штрафам и включена в состав основного долга по налогу на прибыль. Данное решение не обжаловано Обществом.
Указанная сумма дополнительных платежей была уплачена Обществом в период с 24.12.02 по 14.10.03, что подтверждается налоговым органом в акте сверки расчетов.
Письмом от 09.12.05 Общество обратилось в налоговый орган с просьбой о проведении зачета 40 206 596 руб. 41 коп. излишне уплаченных в составе основной задолженности по налогу на прибыль в счет уплаты текущих налоговых платежей по налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество и транспортному налогу.
Инспекция решением от 20.12.05 N 62 отказала в зачете указанной суммы в связи с отсутствием переплаты по дополнительным платежам по налогу на прибыль. Налоговый орган также указал, что решение от 24.12.02 N 1 Обществом не оспорено в судебном порядке.
Общество не согласилось с решением Инспекции от 20.12.05 N 62 и обратилось в арбитражный суд.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя заявленные требования Общества, исходили из того, Инспекция неправомерно включила в состав основного долга дополнительные платежи по налогу на прибыль.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с Федеральным законом от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" Правительству Российской Федерации предоставлено право определять порядок и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами.
Во исполнение указанного федерального закона издано постановление N 1002, которым утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - Порядок реструктуризации).
В соответствии с пунктом 4 Порядка реструктуризации в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, а по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
Согласно пункту 5 Порядка реструктуризации организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.
При погашении половины реструктурированной задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа, в соответствии с Порядком реструктуризации, производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию). При погашении реструктурированной задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию). Двухлетний и четырехлетний сроки погашения задолженности, дающие право на списание задолженности по пеням и штрафам (абзацы 2 и 3 пункта 5 Порядка), относятся к задолженности по налогам и сборам.
Таким образом, в первоочередном порядке погашается задолженность по налогам и сборам (в противном случае предприятие лишается права, установленного Порядком реструктуризации, на списание части задолженности по пеням и штрафам).
Налоговому органу не предоставлено право изменять Порядок реструктуризации и направлять платежи, поступившие сверх утвержденного графика погашения реструктуризации, в погашение реструктурированного долга по налогам, пеням и штрафам, так как это является изменением условий реструктуризации, в то время как постановлением N 1002 подобных прав налоговых органов не предусмотрено.
В период принятия налоговым органом решения от 22.03.2000 N 10-4-5/56-99 о реструктуризации задолженности Общества правоприменительная практика, в том числе и налоговых органов, рассматривала природу таких платежей как компенсационные доплаты бюджету, аналогичные пеням за просрочку платежа, взимаемым в соответствии со статьей 75 НК РФ.
Из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.01 N 225-О и от 10.01.02 N 5-О также не следует, что суммы дополнительных платежей по налогу на прибыль относятся к основной задолженности по налогам и сборам.
Таким образом, суды обоснованно признали неправомерным принятие Инспекцией в одностороннем порядке решения от 24.12.02 N 1 о внесении изменений в решение комиссии Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22.03.2000 N 10-4-5/56-99, согласно которому сумма дополнительных платежей по налогу на прибыль за пользование бюджетными средствами в размере 40 206 596 руб. 41 коп. исключена из графика погашения задолженности по пеням и штрафам и включена в состав основного долга по налогу на прибыль. Фактически Инспекцией изменены его налоговые обязательства.
Увеличение налоговым органом в одностороннем порядке основной задолженности Общества существенно нарушает права и законные интересы налогоплательщика, согласившегося на определенные условия ее погашения.
При таких обстоятельствах сумма уплаченных дополнительных платежей в размере 40 206 596 руб., является излишне уплаченной и решение Инспекции от 20.12.05 N 62 об отказе в проведении зачета обоснованно признано недействительным.
Довод налогового органа о том, что суды не вправе были исследовать ненормативный акт, который не оспаривался налогоплательщиком, ошибочен.
Поскольку основанием отказа в проведении зачета явилось отсутствие переплаты по налогу на прибыль в связи с вынесением решения от 24.12.02 N 1, суды, устанавливая факт наличия переплаты, правомерно дали правовую оценку названному решению.
Таким образом, суды правильно указали, что наличие не оспоренного в судебном порядке решения налогового органа от 24.12.04 N 1 не является основанием для отказа в удовлетворении заявления Общества.
Доводы кассационной жалобы Инспекции по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств, обстоятельств, в связи с чем судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняются.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены, изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.11.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.07 по делу N А42-1242/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2007 г. N А42-1242/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника