Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 июня 2007 г. N А21-7089/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Михайловской Е.А., Хохлова Д.В.,
рассмотрев 05.06.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.02.2007 по делу N А21-7089/2006 (судья Можегова Н.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ФАРКОН" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области (далее - Инспекция) от 18.09.2006 N 208 и от 25.10.2006 N 251.
Решением суда первой инстанции от 14.02.2007 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и вынести по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, налоговые органы контролируют порядок регистрации игровых автоматов, а не их использование для проведения азартных игр.
Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Инспекция 01.02.2006 по заявлению Общества зарегистрировала в качестве объектов обложения налогом на игорный бизнес восемь игровых автоматов, установленных по адресу: город Гусев, проспект Ленина, дом 19 (свидетельство от 01.02.2006 N 70).
Впоследствии Общество вносило ряд изменений в количество объектов налогообложения и в результате последнего изменения (заявление от 12.05.2006) по указанному адресу числились зарегистрированными восемь игровых автоматов.
На основании решений о проведении мероприятий налогового контроля "по своевременности и полноте регистрации объектов налогообложения игорного бизнеса" Инспекция провела осмотры игрового зала Общества, расположенного по адресу: город Гусев, проспект Ленина, дом 19.
Согласно протоколам осмотра от 18.08.2006 N 82 и от 21.09.2006 N 110 в игровом зале находились одиннадцать игровых автоматов, из которых функционировали восемь.
На основании результатов осмотров Инспекция сделала вывод о том, что в нарушение пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик не зарегистрировал три игровых автомата в налоговом органе по месту их установки, а следовательно, подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 7 названной статьи.
Решениями от 18.09.2006 N 208 и от 25.10.2006 N 251 налоговый орган привлек Общество к ответственности по части 2 пункта 7 статьи 366 НК РФ в виде штрафа в сумме 135 000 руб. по каждому решению (с учетом неоднократности совершения нарушения).
Налогоплательщик оспорил решения Инспекции в судебном порядке.
Кассационная коллегия считает, что суд правомерно удовлетворил заявление в силу следующего.
Согласно части 2 пункта 7 статьи 366 НК РФ нарушение налогоплательщиком требований, предусмотренных пунктом 2 либо пунктом 3 названной статьи, более одного раза влечет взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 366 НК РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки данного объекта не позднее двух рабочих дней до даты установки каждого объекта налогообложения. Согласно пункту 3 этой статьи налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Объектами обложения налогом на игорный бизнес в силу пункта 1 статьи 366 НК РФ признаются игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.
Под игровым автоматом подразумевается специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения (статья 364 НК РФ).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 16.01.2007 N 116 разъяснил, что исходя из смысла определения игрового автомата, содержащегося в статье 364 НК РФ, под установкой игрового автомата следует понимать размещение подготовленного к использованию для проведения азартных игр специального оборудования (автомата) в игорном заведении на территории, доступной для участников азартной игры.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возлагается на орган, который принял решение.
Из материалов дела следует, что на момент проведения осмотров помещения, находящегося по адресу: город Гусев, проспект Ленина, дом 19, Общество зарегистрировало в налоговом органе восемь игровых автоматов, установленных по указанному адресу.
В ходе осмотров Инспекция установила, что в игровом зале Общества "включены и работают" восемь игровых автоматов из одиннадцати. Поскольку остальные автоматы, расположенные в проверяемом помещении, были выключены, оснований считать их подготовленными к использованию для проведения азартных игр нет.
Налоговый орган не представил суду и в материалы дела доказательств использования Обществом трех не зарегистрированных в Инспекции игровых автоматов для проведения азартных игр, а следовательно, не доказал факта нарушения заявителем положений пунктов 2 и 3 статьи 366 НК РФ.
Кассационная инстанция считает, что при привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 7 статьи 366 НК РФ применяются и должны соблюдаться общие положения Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие принципы и порядок привлечения к налоговой ответственности, установленные в разделе VI Кодекса.
Статьей 101 НК РФ определен общий порядок производства по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком. В соответствии с пунктом 3 названной статьи в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой. Виды проверок установлены статьей 87 НК РФ: это камеральные и выездные проверки. В оспариваемых решениях Инспекции не указан вид проведенных проверок.
Следовательно, обстоятельства налогового правонарушения, изложенные в решении Инспекции о привлечении к налоговой ответственности, могут быть установлены только в рамках определенной процедуры - проверки. Из имеющихся в деле документов не следует, что в данном случае такая процедура проводилась.
Между тем положениями пункта 3 статьи 101 НК РФ не предусматривается привлечение к налоговой ответственности только на основании проведения иных мероприятий налогового контроля без проведения камеральной или выездной проверки.
С учетом изложенного обоснованным является вывод суда о том, что налоговый орган не доказал фактические обстоятельства в отношении спорных игровых автоматов, на которых основаны обжалуемые решения, а следовательно, и наличие вмененных заявителю событий правонарушения, предусмотренного пунктом 7 статьи 366 НК РФ.
Таким образом, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что с 01.01.2007 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с Инспекции следует взыскать в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.02.2007 по делу N А21-7089/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июня 2007 г. N А21-7089/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника