Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 июля 2004 г. N А42-5163/03-5
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Абакумовой И.Д., Кочеровой Л.И.,
при участии от Федерального государственного унитарного предприятия "Севморнефтегеофизика" Козлова С.Ю. (доверенность от 04.03.04 N 319/08),
рассмотрев 20.07.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.03.04 по делу N А42-5163/03-5 (судья Бубен В.Г.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Севморнефтегеофизика" (далее - предприятие, ФГУП "Севморнефтегеофизика") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом уточнения предмета спора) о признании недействительными требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области (далее - Инспекция) от 25.04.03 N 4075 в части уплаты 2 641 392 руб. 15 коп. пеней за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог, а также решения Инспекции от 30.04.03 N 136 в части обращения взыскания налога, сбора, пеней в бюджеты (внебюджетные фонды) на сумму 2 579 197 руб. 04 коп.
Решением от 12.03.04 суд удовлетворил требования ФГУП "Севморнефтегеофизика".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, суд сделал ошибочный вывод о том, что налог на пользователей автомобильных дорог за 2001-2002 годы перечисляется налогоплательщиками до 15.01.02 и до 15.01.03 за год, а не до 15-го числа каждого месяца. Инспекция считает, что приостановление действия постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 "Об утверждении порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации" (далее - Постановление N 2235-1) не изменяет обязанность Общества по уплате налога на пользователей автомобильных дорог и сроки внесения в бюджет названного налога, поскольку Закон Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон N 1759-1) являлся действующим. Кроме того, правомерность начисления налогоплательщику пеней при нарушении им ежемесячного срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог подтверждена постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.02 N 200-О.
В судебном заседании представитель ФГУП "Севморнефтегеофизика", ссылаясь на несостоятельность доводов Инспекции, просил оставить решение суда без изменения.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция 25.04.03 направила в адрес предприятия требование N 4075, в котором в срок до 30.04.03 предложила ФГУП "Севморнефтегеофизика" уплатить в территориальный дорожный фонд 408 342 руб. 85 коп. недоимки по налогу на пользователей автомобильных дорог и 641 392 руб. 15 коп. пеней.
В связи с неисполнением ФГУП "Севморнефтегеофизика" данного требования Инспекция приняла решение от 30.04.03 N 136 о взыскании 2 641 392 руб. 15 коп. пеней по платежам в территориальный дорожный фонд за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся в банке, и 05.05.03 направила в коммерческий банк открытого акционерного общества МСКБ города Мурманска инкассовое поручение N 9093.
Налогоплательщик не согласился с начислением ему Инспекцией пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2001-2002 годы и обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя требования ФГУП "Севморнефтегеофизика", сделал вывод о том, что Инспекция неправомерно начислила пени по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2001-2002 годы, за несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу на пользователей автомобильных дорог в течение этих налоговых периодов.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда правильным.
В соответствии со статьями 1 и 11 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон N 2118-1), действовавшими до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а следовательно, определение круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налога в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим Законом.
Налог на пользователей автомобильных дорог установлен подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона N 2118-1 как федеральный налог. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно пункту 5 статьи 19 этого же Закона порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.
Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального налога установлен законодательным актом Российской Федерации - Постановлением N 2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 10 Порядка предприятия перечисляют установленный Законом N 1759-1 налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.
Согласно статье 5 Закона N 1759-1 налог на пользователей автомобильных дорог зачисляется как в федеральный, так и в территориальный дорожные фонды. Тем не менее в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона N 2118-1 названный налог является единым федеральным налогом, исчисляемым от общей налоговой базы на основании единой декларации по этому налогу, сдаваемой по итогам налоговых (отчетных) периодов.
Следовательно, установленные статьей 5 Закона N 1759-1 отчисления от налога в территориальный дорожный фонд не являются самостоятельным налогом, поэтому должны направляться налогоплательщиком в территориальный дорожный фонд в те же сроки, в которые уплачивается налог на пользователей автомобильных дорог в Федеральный дорожный фонд.
Вместе с тем статьей 7 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Федеральный дорожный фонд Российской Федерации упразднен с 01.01.01, а действие постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 приостановлено.
Федеральным законом от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" действие указанного постановления приостановлено и на 2002 год.
Законом Мурманской области от 28.12.2000 N 239-01-ЗМО "О внебюджетном территориальном дорожном фонде Мурманской области", которым утверждено Положение о порядке образования и исполнения внебюджетного территориального дорожного фонда Мурманской области, срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог не установлен.
В соответствии с пунктом 7 Закона Мурманской области от 20.12.01 N 321-01-ЗМО "О целевом бюджетном территориальном дорожном фонде Мурманской области" Закон от 28.12.2000 N 239-01-ЗМО утратил силу с 01.01.02. Новый закон (от 20.12.01 N 321-01-ЗМО), вступивший в силу с 01.01.02, установил размеры ставок налога на пользователей автомобильных дорог для всех категорий налогоплательщиков, однако также не определен срок уплаты налога в доход территориального дорожного фонда.
Впервые срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд Мурманской области был установлен Законом Мурманской области от 18.11.02 N 368-01-ЗМО "О транспортном налоге" (статья 8 Закона), вступившим в силу с 01.01.03.
Согласно статьям 9 и 21 Федерального закона N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) статья 5 Закона N 1759-1 утрачивает силу с 01.01.03.
При этом статьей 4 Закона N 110-ФЗ установлено, что налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленную, выполненные, оказанные) до 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.03.
Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15.01.03.
Согласно статье 55 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и рассчитывается сумма налога, которую налогоплательщик в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно уплатить в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Исходя из совокупности названных законодательных актов, следует вывод о том, что в 2001-2002 годах налоговым периодом по налогу на пользователей автомобильных дорог являлся календарный год, а отчетные периоды по указанному налогу, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, отсутствовали. Следовательно, у Инспекции отсутствовали основания для начисления Обществу пеней по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2001-2002 годы до наступления срока уплаты этого налога.
Кассационная инстанция считает несостоятельной ссылку Инспекции на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.07.02 N 200-О, по мнению налогового органа, разрешившие вопрос о порядке и сроках внесения налога на пользователей автомобильных дорог, которые должны были применить судебные инстанции.
Между тем в определении от 04.10.01 N 183-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что вопрос о соответствии одних законодательных актов другим и о выборе закона, подлежащего применению при рассмотрении конкретного спора, разрешение которого относится к полномочиям судов общей юрисдикции и арбитражных судов, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.
Следовательно, именно суд должен определить, какие законодательные акты подлежат применению.
В статье 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.02 N 83-О указано, что в статье 5 Закона N 1759-1 непосредственно не предусмотрены некоторые элементы налога на пользователей автомобильных дорог, но это само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан и их объединений. Возникающие же в процессе исчисления и уплаты этого налога сомнения, противоречия и неясности должны толковаться в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ).
Поскольку в 2001-2002 годах на территории Мурманской области не был установлен налоговый период по налогу на пользователей автомобильных дорог, уплачиваемому в территориальный дорожный фонд, у Инспекции не было оснований для начисления пеней по задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение от 12.03.04 законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.03.04 по делу N А42-5163/03-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июля 2004 г. N А42-5163/03-5
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2005 г. в настоящем постановлении исправлена опечатка