Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 июня 2007 г. N А56-3230/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04 апреля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Кустова А.А., Сосниной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2007 по делу N А56-3230/2007 (судья Дашковская С.А.),
установил:
Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по Лужскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании крестьянского хозяйства "Тихий омут" (далее - к/х "Тихий омут") несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника.
Определением от 06.02.2007 суд возвратил заявление Инспекции на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с тем, что заявитель не представил доказательств невозможности применить в отношении к/х "Тихий омут", обладающего признаками недействующего юридического лица, процедуру исключения из Единого государственного реестра юридических лиц (далее -ЕГРЮЛ) по решению регистрирующего органа, предусмотренную статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации).
В апелляционном порядке определение не пересматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит определение суда от 06.02.2007 отменить, признать должника банкротом и открыть в отношении него конкурсное производство.
Податель жалобы полагает, что в данном случае не требуется представления дополнительных доказательств невозможности применить в отношении Общества процедуру исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, предусмотренную статьей 21.1 Закона о регистрации, поскольку у Общества имеется задолженность по обязательным платежам в бюджеты различных уровней.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения Инспекции в арбитражный суд явилось наличие у к/х "Тихий омут" задолженности по обязательным платежам в размере 59 328 руб. 27 коп., в том числе 20 061 руб. 80 коп. основного долга, 34 946 руб. 73 коп. пеней, 4 319 руб. 74 коп. штрафов.
В заявлении Инспекции указано, что к/х "Тихий омут" является отсутствующим должником. Данное обстоятельство подтверждается тем, что к/х "Тихий омут" по адресу, указанному в учредительных документах не находится; установить место нахождения руководителя хозяйства не представляется возможным; бухгалтерскую отчетность к/х "Тихий омут" не представляло с 01.01.2001 года; сведений об открытых расчетных счетах в кредитных учреждениях нет.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает определение суда законным и обоснованным.
Согласно статье 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в порядке, предусмотренном Законом о регистрации.
В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" (далее - Постановление N 67) при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Из материалов дела следует, что в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия Инспекцией решения, к/х "Тихий омут" не представляет документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не осуществляет операций по банковским счетам, что свидетельствует о признаках недействующего юридического лица.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о фактическом прекращении юридическим лицом хозяйственной деятельности, что является основанием для исключения его из государственного реестра юридических лиц в административном порядке, предусмотренном Законом о регистрации. Доказательств невозможности исключить к/х "Тихий омут" из ЕГРЮЛ в административном порядке налоговый орган не представил.
Кроме того, в Постановлении N 67 указано, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциями перед бюджетами разных уровней.
При принятии решения о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом уполномоченный орган должен учитывать достаточную вероятность погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам.
В нарушение положений статьи 39, пунктов 1 и 3 статьи 59 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в системном истолковании с положениями статьи 21.1 Закона о регистрации инспекция одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника не представила доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам.
При непредставлении этих доказательств заявление подлежит возврату на основании пункта 1 статьи 44 Закона о банкротстве, о чем суд вынес обоснованное определение.
С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2007 по делу N А56-3230/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 июня 2007 г. N А56-3230/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника