Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 июня 2007 г. N А13-13113/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Казанцевой Р.В.,
судей Марьянковой Н.В., Шпачевой Т.В.,
при участии от ЗАО "Горстройзаказчик" - Васильевой Г.Б. (доверенность от 04.06.2007);
рассмотрев 05.06.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Горстройзаказчик" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.01.2007 (судья Кудин А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2007 (судьи Чельцова Н.С., Богатырева В.А., Мурахина Н.В.) по делу N А13-13113/2006,
установил:
Закрытое акционерное общество "Горстройзаказчик" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области (далее - Управление) от 12.12.2006 N 166 о привлечении к административной ответственности по части первой статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением от 22.01.2007 оспариваемое постановление признано незаконным и изменено в части назначения наказания. Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Постановлением апелляционного суда от 01.03.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление, указывая на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, рассмотренного с нарушением норм материального права.
Доводы жалобы сводятся к ошибочности выводов суда о том, что заключение Главного управления "Управление государственной вневедомственной экспертизы проектов строительства по Вологодской области" N 2005-0285/1 не является государственной экспертизой. Суд, по мнению заявителя, необоснованно не принял во внимание то обстоятельство, что данный документ обязывал Общество получить заключение государственной экологической экспертизы в ходе проектирования второй очереди строительства, а действующее на период проверки законодательство не обязывало заказчика строительства к началу строительства иметь отдельное заключение государственной экологической экспертизы.
На кассационную жалобу представлен отзыв, доводы которого сводятся к тому, что принятые по делу судебные акты являются законными.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Вологодской области была проведена проверка деятельности Общества, являющегося заказчиком объекта "Жилой дом N 37 по генеральному плану в микрорайоне Мишкольцкий в городе Вологде" и ведущего строительство первой очереди дома в соответствии с Разрешением Администрации города Вологды от 05.05.2006, сроком действия до 31.12.2006.
В ходе проверки установлено, что материалы рабочего проекта строительства названного жилого дома Общество в отдел государственной экологической экспертизы на рассмотрение не представляло, государственная экологическая экспертиза вышеназванных материалов не проводилась.
По данному факту 28.11.2006 возбуждено дело об административном правонарушении (л.д. 14-17).
Постановлением от 12.12.2006 N 166 Общество привлечено к административной ответственности по части первой статьи 8.4 КоАП РФ с назначением наказания в размере 100 000 руб. (л.д. 6-7).
Объективную сторону названного правонарушения образует невыполнение законодательства об обязательном проведении государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (далее - Закон об экологической экспертизе) обязательной государственной экологической экспертизе подлежат проекты строительства независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, а также иные виды документации, которая обосновывает хозяйственную и иную деятельность и реализация которой способна оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду в пределах территории субъекта Российской Федерации.
По смыслу статей 14, 26, 27 упомянутого Закона обязанность предоставления документации на государственную экологическую экспертизу возложена на заказчика строительства.
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 30 Закона об экологической экспертизе непредставление документации на экологическую экспертизу и реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы являются нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.
Требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта, по которому осуществляется строительство и реконструкция зданий, сооружений и иных объектов предусмотрено также статьей 37 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Толкование данных норм указывает, что предметом экспертизы является именно проектная документация, и свидетельствует о том, что она должна быть получена до начала строительства. Иное толкование ставило бы под сомнение судьбу уже начатого строительства в случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы.
Факт невыполнения Обществом вышеперечисленных законодательных норм об обязательности получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект строительства жилого дома установлен судом в ходе рассмотрения спора и по существу не отрицается Обществом.
Данные выводы подтверждаются следующими доказательствами:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении;
- рапортом прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Иванова Н.Ю. о выявлении факта нарушения законодательства (л.д. 18-20);
- заключением Главного управления "Управление государственной вневедомственной экспертизы проектов строительства по Вологодской области" N 2005-0285/1 от 14.03.2006, пунктом 11 которого Обществу предложено представить заключение государственной экологической экспертизы, из чего следует, что на данный период у Общества отсутствовало названное положительное заключение (л.д. 22-25);
- объяснениями заместителя генерального директора Общества Смирнова С.А., о том, что на 28.11.2006 положительное заключение экологической экспертизы на проектную документацию отсутствует;
- другими доказательствами.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 8.4 КоАП РФ. При этом, кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с решением суда об уменьшении размера назначенного штрафа.
Доводы кассационной жалобы о том, что заключение N 2005-0285/1 является государственной экспертизой, проведенной в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области от 15.01.2002 N 5, не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют отношения к существу рассматриваемого дела - Обществу инкриминируется отсутствие именно экологической (государственной) экспертизы, на обязательность проведения которой прямо указано в Законе об экологической экспертизе.
С учетом изложенного кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил;
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.01.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2007 по делу N А13-13113/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Горстройзаказчик" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.В. Казанцева |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июня 2007 г. N А13-13113/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника