Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июня 2007 г. N А26-5881/2006-210
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03 апреля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Сапоткиной Т.И.,
судей Коняевои Е.В. и Рудницкого Г.М.,
при участии от ООО "Корпорация "Титан" Мишина В.В. (доверенность от 14.05.2007), от Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия Бедоевой Н.В. (доверенность от 04.07.2006),
рассмотрев 04.06.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.09.2006 (судья Гарист С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2007 (судьи Полубехина Н.С., Марченко Л.Н., Попова Н.М.) по делу N А26-5881/2006-210,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Корпорация "Титан" (далее - ООО "Корпорация "Титан") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству промышленности и природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство) о признании незаконным приказа Министерства государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия от 28.06.2006 N 271 "О досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного ООО "Корпорация "Титан" по лицензии ПТЗ 01293 ТР.
До принятия решения ООО "Корпорация "Титан" уточнило заявленные требования и просило суд признать недействительным упомянутый приказ.
Решением от 19.09.2006 суд признал недействительным, как несоответствующий Закону Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" приказ от 28.06.2006 N 271 "О досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного ООО "Корпорация "Титан" по лицензии ПТЗ 01293 ТР. Суд обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Корпорация "Титан".
Постановлением апелляционной инстанции от 12.01.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы ссылается на то, суд первой инстанции нарушил статью 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Податель жалобы указывает, что в мотивировочной части решения отсутствуют ссылки на нормы Закона Российской Федерации "О недрах", несоответствие которому суд установил в резолютивной части решения, нет оценки доказательствам, представленным заявителем, доводам и доказательствам, представленным Министерством. По мнению подателя жалобы, выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах", а вывод об отсутствии оснований для досрочного прекращения права пользования недрами противоречит фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. Податель жалобы указывает, что заключение инвестиционного соглашения не является надлежащим исполнением обязательств, предусмотренных пунктом 4.2 лицензионного соглашения. Податель жалобы считает, что вывод суда первой и апелляционной инстанций об отсутствии у органа, издавшего приказ, полномочий в сфере регулирования правоотношений недропользования, является необоснованным. По мнению Министерства, то обстоятельство, что Денисов С.И., подписавший оспариваемый приказ с 03.04.2006 является министром промышленности и природных ресурсов Республики Карелия, может быть признано общеизвестным фактом.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании представитель Министерства подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ООО "Корпорация "Титан" обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Материалами дела подтверждается следующее.
Руководителем Территориального агентства по недропользованию по Республики Карелия и министром государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия издано распоряжение от 02.12.2005 N 105-р о предоставлении ООО "Корпорация "Титан" права пользования участком недр "Петрозаводский" для геологического изучения и добычи строительного камня с целью производства щебня на срок до 30.11.2030.
ООО "Корпорация "Титан" выдана лицензия ПТЗ 01293 ТР на право пользования недрами, зарегистрированная Территориальным агентством по недропользованию по Республики Карелия 05.12.2005. Срок окончания действия лицензии 30.11.2030.
Согласно пункту 4.2 трехстороннего соглашения об условиях пользования недрами, подписанного представителями Министерства, Территориального управления агентства по недропользованию и ООО "Корпорация "Титан", последнее обязано в течение шести месяцев со дня государственной регистрации лицензии предоставить в органы, предоставившие лицензию, документы, подтверждающие открытие финансирования (кредитной линии) для реализации программы проведения работ по освоению участка недр.
В соответствии с пунктом 12.2 этого соглашения подпункт 4.2 является условием, при невыполнении которого согласно пункту 3 части первой статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах" право пользования недрами прекращается с момента обнаружения нарушения.
Министром государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия издан приказ от 28.06.2006 N 271 о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного ООО "Корпорация "Титан" по лицензии ПТЗ 01293 ТР.
Полагая, что приказ от 28.06.2006 N 271 не соответствует статье 20 Закона Российской Федерации "О недрах" и нарушает его права, ООО "Корпорация" "Титан" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Суды пришли к выводу об отсутствии государственного органа, издавшего оспариваемый приказ, на момент его издания. Министерство государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия действовало на основании Положения, утвержденного указом главы Республики Карелия от 17.12.2004 N 159, в соответствии с которым к компетенции этого министерства были отнесены полномочия по регулированию отношений, касающихся недропользования Указом главы Республики Карелия от 03.04.2006 Министерства государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия было преобразовано в Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Карелия с передачей части полномочий Министерству экономического развития Республики Карелия. Суд апелляционной инстанции правильно установил, что со дня опубликования Указа главы Республики Карелия от 08.06.2006 N 88, которым утверждено Положение о Министерстве промышленности и природных ресурсов Республики Карелия, Министерство государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия не обладало полномочиями по регулированию отношений в сфере недропользования и не имело право на издание оспариваемого приказа.
Довод подателя жалобы о том, что общеизвестным фактом является то обстоятельство, что министр Денисов С.И., подписавший приказ являлся министром промышленности и природных ресурсов Республики Карелия, противоречит пункту 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для признания факта общеизвестным требуется, чтобы он был известен широкому кругу лиц, в том числе составу судей, рассматривающему дело. В обжалуемых судебных актах не имеется отметки об отнесении данного факта к общеизвестным, в частности на территории Республики Карелия, следовательно, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для признания этого факта общеизвестным. Доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые ссылается податель жалобы, в деле нет. В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт. Таким образом, суды правомерно признали, что Министерство не доказало, что оспариваемый приказ издан уполномоченным органом.
Кроме того, суды обоснованно признали, что оспариваемый приказ не соответствует статье 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". В абзаце втором этой статьи перечислены случаи, когда право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами предоставившими лицензию. К этим случаям основания, указанные в оспариваемом приказе, не относятся. В приказе имеется ссылка на пункт 3 абзаца первого упомянутой статьи, согласно которому право пользования недрами прекращается при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами. Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами по делу, ООО "Корпорация "Титан" заключило инвестиционный договор, подтверждающий открытие финансирования для реализации программы проведения работ по освоению предоставленного участка недр, в течение шестимесячного срока со дня государственной регистрации лицензии. Указанный договор был направлен с пакетом документов для получения лицензии на виды деятельности, согласно целям и видам работ, предусмотренных лицензией на право пользования недрами, в Госгортехнадзор. Поскольку сторонами не оспаривается, что финансирование работ осуществляется и работы на предоставленном участке недр ведутся, судами первой и апелляционной инстанций обоснованно признано, что допущенное нарушение не может быть признано тем основанием, предусмотренным пунктом 3 абзаца первого статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах", которое влечет прекращение права пользования недрами.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения и постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 19.09.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2007 по делу N А26-5881/2006-210 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия - без удовлетворения.
Взыскать с Министерства промышленности и природных ресурсов Республики Карелия в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Г.М. Рудницкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод подателя жалобы о том, что общеизвестным фактом является то обстоятельство, что министр Денисов С.И., подписавший приказ являлся министром промышленности и природных ресурсов Республики Карелия, противоречит пункту 1 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для признания факта общеизвестным требуется, чтобы он был известен широкому кругу лиц, в том числе составу судей, рассматривающему дело. В обжалуемых судебных актах не имеется отметки об отнесении данного факта к общеизвестным, в частности на территории Республики Карелия, следовательно, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для признания этого факта общеизвестным. Доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые ссылается податель жалобы, в деле нет. В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, возлагается на орган или лицо, которые приняли этот акт. Таким образом, суды правомерно признали, что Министерство не доказало, что оспариваемый приказ издан уполномоченным органом.
Кроме того, суды обоснованно признали, что оспариваемый приказ не соответствует статье 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах". В абзаце втором этой статьи перечислены случаи, когда право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами предоставившими лицензию. К этим случаям основания, указанные в оспариваемом приказе, не относятся. В приказе имеется ссылка на пункт 3 абзаца первого упомянутой статьи, согласно которому право пользования недрами прекращается при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами. Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами по делу, ООО "Корпорация "Титан" заключило инвестиционный договор, подтверждающий открытие финансирования для реализации программы проведения работ по освоению предоставленного участка недр, в течение шестимесячного срока со дня государственной регистрации лицензии. Указанный договор был направлен с пакетом документов для получения лицензии на виды деятельности, согласно целям и видам работ, предусмотренных лицензией на право пользования недрами, в Госгортехнадзор. Поскольку сторонами не оспаривается, что финансирование работ осуществляется и работы на предоставленном участке недр ведутся, судами первой и апелляционной инстанций обоснованно признано, что допущенное нарушение не может быть признано тем основанием, предусмотренным пунктом 3 абзаца первого статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах", которое влечет прекращение права пользования недрами."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июня 2007 г. N А26-5881/2006-210
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника