Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 июня 2007 г. N А05-10855/2006-18
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Дмитриева В.В. и Корпусовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Котласское дорожное ремонтно-строительное управление" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2006 (судья Чалбышева И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2007 (судьи Осокина Н.Н., Маганова Т.В., Потеева А.В.) по делу N А05-10855/2006-18,
установил:
Открытое акционерное общество "Котласское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - налоговая инспекция) от 15.06.2006 N 11-06/672.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2006 в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2007 решение суда от 28.11.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить его заявление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Податель жалобы считает, что при разрешении спора о том, к какой категории относятся те или иные транспортные средства для целей обложения транспортным налогом, суды неправомерно руководствовались положениями Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968. Общество не согласно с подтверждением судами законности позиции налогового органа об отнесении к грузовым автомобилям при расчете налоговой базы по транспортному налогу тех транспортных средств, которые налогоплательщик расценил как "другие самоходные транспортные средства".
Открытое акционерное общество "Котласское дорожное ремонтно-строительное управление" и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, при проведении камеральной проверки представленной Обществом в марте 2006 года декларации по транспортному налогу за 2005 год налоговая инспекция пришла к выводу о занижении налогоплательщиком в нарушение положений статьи 1 Закона Архангельской области от 01.10.2002 N 112-16ОЗ "О транспортном налоге" ставки налога по ряду транспортных средств - автокранов на базе грузовых автомобилей МАЗ. ЗИЛ; машин дорожных комбинированных: автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, КДМ. Общество отнесло перечисленные транспортные средств к категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу" и применило налоговую ставку по транспортному налогу в размере 18 руб. По .чтению налогового органа, эти транспортные средства относятся к категории "грузовые автомобили", а потому должны облагаться транспортным налогом по ставкам, установленным для грузовых автомобилей в зависимости от мощности двигателя (с каждой лошадиной силы).
В результате выявленного нарушения налоговая инспекция пересчитала сумму транспортного налога, подлежащего уплате за 2005 год.
Решением налогового органа от 15.06.2006 N 11-06/672, принятым по результатам проверки с учетом представленных налогоплательщиком возражений. Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) транспортного налога за 2005 год, в виде взыскания 11 734 руб. штрафа. Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить в срок, указанный в требовании. 81 119 руб. транспортного налога и 3 426.33 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога.
Общество, считая решение налоговой инспекции незаконным, обжаловало его в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали заявителю в удовлетворении требования. Суды исследовали представленные в материалы дела документы и пришли к выводу, что спорные транспортные средства (автокраны на базе грузовых автомобилей МАЗ, ЗИЛ; машины дорожные комбинированные, машины уборочные универсальные, переоборудованные специализированные машины) по своим техническим характеристикам относятся к грузовым автомобилям и зарегистрированы Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Котласского ГОВД, следовательно, подлежат налогообложению по ставкам, установленным для грузовых автомобилей.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из статьи 11 НК РФ институты, понятия, термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. При этом специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Налогового кодекса Российской Федерации.
Анализ содержания нормы пункта 1 статьи 358 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что объектом налогообложения признаются любые автомобили независимо от целей, в которых они используются (перевозка пассажиров, грузов или иные цели). Кроме того, законодатель различает понятия "автомобиль" и "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".
Введение различий между названными категориями транспортных средств согласуется и с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14.12.2004 N 451-О, согласно которой для исчисления транспортного налога имеют значение физические свойства транспортного средства, обусловливающие соответствующий уровень воздействия на состояние дорог общего пользования, в частности, мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах.
Из пункта 1 статьи 358 НК РФ следует, что объектом обложения транспортным налогом признаются перечисленные в нем транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок регистрации транспортных средств установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
В соответствии с названным документом органами государственной регистрации наземных транспортных средств являются:
- подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним. предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
- органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним. включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Таким образом, определение категорий транспортных средств относится к компетенции вышеуказанных регистрирующих органов.
Судами первой и апелляционной инстанций по результатам исследования представленных сторонами доказательств установлено, что имеющиеся на балансе Общества спорные транспортные средства зарегистрированы в установленном порядке Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Котласского ГОВД.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. В пункте 16 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" указано, что при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям, указанным в документах. удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства, в том числе, подтверждает наличие '(одобрения типа транспортного средства" (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").
Следовательно, тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства.
Согласно пункту 2.2.4 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом от 30.06.1997 Министерства внутренних дел Российской Федерации N 399, Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 388 и Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации N 195. транспортные средства категории "С" - это автомобили, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, что соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в городе Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года.
В третьей строке "Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства, согласно названному положению, указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства или в другом документе, подтверждающем соответствие конструкции установленным требованиям безопасности. Например: "Легковой", "Автобус", "Грузовой - самосвал, - фургон, - цементовоз, - кран" и т.п.
Из представленных Обществом в материалы дела паспортов спорных транспортных средств следует, что они отнесены к транспортным средствам категории "С", наименование транспортных средств - автокран, специализированная, грузовая, самосвал, автомобиль-фургон, машина дорожная комбинированная, машина уборочная.
Кроме того, Российская Федерация является договаривающейся стороной международного Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в Женеве 20 марта 1958 г.
В отличие от классификации транспортных средств, используемой Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), а также Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, в классификации транспортных средств, используемой указанным Соглашением, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. Классификация транспортных средств, введенная Женевским соглашением, используется в Российской Федерации при сертификации транспортных средств.
Кассационная инстанция считает, что при решении вопроса о принадлежности спорных транспортных средств к определенной категории транспортных средств, поименованных в статье 361 НК РФ, суды, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, с учетом позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письмах от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15, от 05.12.2005 N 03-06-04-04/47 и от 31.05.2006 N 03-06-04-04/21, сделали правильный вывод о том, что эти транспортные средства относятся к грузовым автомобилям.
В пункте 1 статьи 34.2 НК РФ указано, что Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Министерство финансов Российской Федерации в письмах от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15 и от 05.12.2005 N 03-06-04-04/47 разъяснило, что предусмотренное главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968.
Названная Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров, позволяющих отнести конкретное транспортное средство к соответствующей категории.
Минфином России обращено внимание на то, что Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 395, не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным главой 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса Российской Федерации. Это делает возможным использование Общероссийского классификатора основных фондов для целей, предусмотренных названной главой Налогового кодекса Российской Федерации, лишь в части, не противоречащей Конвенции о дорожном движении.
Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге. Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При этом в силу статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя и категории транспортных средств.
Ставки транспортного налога в Архангельской области установлены Законом Архангельской области от 01.10.2002 N 112-16-ОЗ "О транспортном налоге" в зависимости от категории транспортных средств, мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности или килограмм силы тяги двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В соответствии со статьей 1 названного Закона ставка транспортного налога определена:
для грузовых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. - 13 руб. 40 коп., свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно - 27 руб., свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно - 39 руб., свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно - 42 руб., свыше 250 л.с. - 48 руб.;
для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу - 18 руб.
Подтверждение судами факта необоснованного отнесения Обществом спорных транспортных средств к категории "других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу" означает неправомерное применение налогоплательщиком налоговой ставки 18 руб. при исчислении транспортного налога за 2005 год.
Следовательно, суды правомерно отказали Обществу в признании недействительным решения налогового органа от 15.06.2006 N 11-06/672 о доначислении налогоплательщику 81 119 руб. транспортного налога за 2005 год и начислении 3 426.33 руб. пеней за нарушение срока уплаты этого налога.
В то же время кассационная инстанция считает, что при проверке законности привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату (неполную уплату) транспортного налога за 2005 год. в виде взыскания 11 734 руб. штрафа, суды необоснованно не применили норму подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ. Общество ссылается на то. что заполняло декларацию в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2003 N БГ-3-21/724 "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и инструкции по ее заполнению" и Общероссийском классификатором основных фондов OK 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359.
Как указано в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания этих документов).
Поскольку Общество заполняло налоговую декларацию по транспортному налогу, руководствуясь приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.12.2003 N БГ-3-21/724, кассационная инстанция считает, что у судов первой и апелляционной инстанций не имелось правовых оснований для отказа Обществу в признании недействительным решения натогового органа от 15.06.2006 N 11-06/672 в части привлечения Общества к налоговой ответственности за неуплату (неполную уплату) транспортного налога за 2005 год в виде взыскания 11 734 руб. штрафа.
В этой части судебные акты подлежат отмене, а кассационная жалоба Общества - удовлетворению.
Принимая во внимание частичное удовлетворение требований Общества и руководствуясь статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с налоговой инспекции подлежит взысканию в пользу Общества 500 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Руководствуясь статьями 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2006 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2007 по делу N А05-10855/2006-18 отменить в части отказа в признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округ}' от 15.06.2006 N 11-06/672 о привлечении открытого акционерного общества "Котласское дорожное ремонтно-строительное управление" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) транспортного налога за 2005 год в виде взыскания 11 734 руб. штрафа.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 15.06.2006 N 11-06/672 в этой части.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу открытого акционерного общества "Котласское дорожное ремонтно-строительное управление" 500 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 июня 2007 г. N А05-10855/2006-18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника