Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 июня 2007 г. N А56-34249/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07 мая 2007 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 февраля 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Малышевой Н.Н., Самсоновой Л.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области Гараськовой И.Ю. (доверенность от 09.01.2007 N 04-04/3), от общества с ограниченной ответственностью "Аптечно-производственное предприятие "ПОЛИДЕЯ" Протасовой О.И. (доверенность от 15.02.2006) и Решетиловой О.А. (протокол общего собрания участников от 01.06.2004 N 3),
рассмотрев 25.06.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2007 по делу N А56-34249/2006 (судья Бурматова Г.Е.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аптечно-производственное предприятие "ПОЛИДЕЯ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области (далее - инспекция) от 24.04.2006 N 16-07/11785.
Решением суда от 13.02.2007 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение.
В отзыве на жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители общества - в отзыве на нее.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом налогового законодательства за период с 01.01.2003 по 01.10.2005, о чем составлен акт от 27.03.2006 N 16-07/36.
При проверке установлено, что в нарушение решения Совета депутатов муниципального образования "Гатчинский район" Ленинградской области от 01.10.2001 N 50 "О сборе за право торговли" общество в 2003 году не исчисляло и не уплачивало сбор за право торговли.
С учетом представленных налогоплательщиком возражений по акту выездной налоговой проверки от 06.04.2006 N 07 инспекция вынесла решение от 24.04.2006 N 16-07/11785 об отказе в привлечении к ответственности за совершения налоговых правонарушений, которым доначислила обществу 17 000 руб. сбора за право торговли и 8 106 руб. пеней.
На основании принятого решения инспекция выставила обществу требование от 25.04.2006 N 15777 об уплате указанных сумм сбора и пеней.
Общество оспорило решение от 24.04.2006 N 16-07/11785 в арбитражный суд.
Суд, удовлетворяя требование заявителя, исходил из того, что инспекция неправомерно начислила обществу сбор на право торговли, поскольку оно в 2003 году не осуществляло торговую деятельность на территории Гатчинского района.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела общество зарегистрировано 20.07.1999 (N 26/00794) за основным государственным номером 1024702088784 и состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области (до реорганизации - Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Гатчинскому району Ленинградской области). Местонахождение общества в соответствии с учредительными документами: 188340, Ленинградская область, Гатчинский район, п. Тайцы, ул. Карьерная, 1.
Общество имеет лицензию В N 944076 peг. N 727-ФД от 05.04.2002, выданную Отделом лицензирования Комитета по здравоохранению Правительства Ленинградской области, со сроком действия до 05.04.2007 на осуществление фармацевтической деятельности: закупка, хранение и оптовая торговля.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что общество в проверяемый период в соответствии с договорами поставки от 10.01.2003, 05.01.2003 осуществляло реализацию медицинской продукции ГФУЗ ЦНИРРИ, ФГУП ЛОНИИС, ФГУП "ЦНИИ им. академика Крылова", ОАО "Спецтранс".
Согласно подпункту "е" пункта 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, к местным налогам относится сбор за право торговли, который устанавливается представительными органами местного самоуправления и уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента.
Решением Совета депутатов муниципального образования "Гатчинский район" Ленинградской области от 01.10.2001 N 50 "О сборе за право торговли" утверждено Положение о сборе за право торговли (в редакции решения Совета депутатов муниципального образования "Гатчинский район" Ленинградской области от 24.04.2002 N 91; далее - Положение).
В силу пункта 1.4 Положения сбор за право торговли уплачивается путем приобретения разрешения.
Пунктом 2.1 названного Положения установлено, что плательщиками сбора за право торговли являются юридические и физические лица, предприятия и организации всех организационно-правовых форм собственности, их филиалы и представительства, включая предприятия с иностранными инвестициями и состоящие на учете в налоговых органах по Гатчинскому району, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения сбор за право торговли перечисляется по безналичному расчету через банк или сберкассу на счет администрации МО "Гатчинский район". Уплата сбора за право торговли производится ежеквартально или ежемесячно (возможна разовая оплата), о чем делается отметка в разрешении.
Для лиц, осуществляющих оптовую торговлю, в пункте 3.1 Положения определены следующие ставки сбора:
- для юридических лиц - 170 МРОТ в год;
- для физических лиц - 200 МРОТ в год.
Следовательно, осуществляя реализацию товаров (торговлю), общество обязано было уплачивать сбор на право торговли.
Таким образом, кассационная инстанция пришла к выводу, что инспекция правомерно начислила обществу сбор на право торговли.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии у общества обязанности по уплате местного налога в связи с тем, что он не осуществлял торговую деятельность на территории Гатчинского района является ошибочным.
Согласно пункту 1 статьи 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Согласно Положению, принятому в период действия Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым периодом для указанного сбора является год; налоговой базой - осуществление оптовой торговли; налоговой ставкой для юридических лиц - 170 минимальных размеров оплаты труда в год. Уплата сбора его плательщиками производится ежемесячно или ежеквартально. При этом, как следует из Положения, порядок уплаты указывается в разрешении на право торговли, в то же время пунктом 5.2 Положения предусмотрена необходимость уплаты сбора до получения названного разрешения.
С учетом этого обстоятельства, а также того, что Положением установлен разный порядок уплаты налога, следует признать наличие в названном Положении неустранимых сомнений, противоречий и неясностей, подлежащих в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ толкованию в пользу налогоплательщика, а следовательно, и о незаконности оспариваемого решения в части требования уплаты обществом пеней за несвоевременное внесение сбора за право торговли.
В связи с частичным удовлетворением жалобы в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с общества подлежит взысканию 500 руб. судебных расходов в пользу инспекции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2007 по делу N А56-34249/2006 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области от 24.04.2006 N 16-07/11785 по эпизоду начисления 17 000 руб. сбора за право торговли.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Аптечно-производственное предприятие "ПОЛИДЕЯ" в признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области от 24.04.2006 N 16-07/11785 о доначислении 17 000 руб. сбора за право торговли.
В остальной части судебный акт оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Аптечно-производственное предприятие "ПОЛИДЕЯ" в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ленинградской области 500 руб. судебных расходов.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июня 2007 г. N А56-34249/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника