Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 июня 2007 г. N А05-12660/2006-18
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04 мая 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Малышевой Н.Н., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 25.06.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Комсерв Фиш" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.01.2007 по делу N А05-12660/2006-18 (судья Чалбышева И.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Комсерв Фиш" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - инспекция) от 11.09.2006 N 16-23-310/5682 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде взыскания 2 336 руб. штрафа за неуплату единого социального налога (далее - ЕСН), 5 480 руб. 60 коп. штрафа за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, доначислении ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и соответствующих пеней; а также требований от 11.09.2006 N 148712, N 148714 об уплате налогов и пеней, N 148713, N 148715 об уплате налоговых санкций.
Решением суда от 25.01.2007 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить принятый судебный акт и вынести новое решение об удовлетворении заявления общества. По мнению подателя жалобы, он является сельскохозяйственным товаропроизводителем, поэтому независимо от организационно-правовой формы имеет право на применение льготной ставки по ЕСН и страховым взносам.
Стороны, надлежащим образом извещены о месте и времени слушания дела, в судебное заседание своих представителей не направили, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела общество 19.04.2006 представило в инспекцию расчет авансовых платежей по ЕСН за I квартал 2006 года и расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за I квартал 2006 года, в которых в соответствии с пунктом 1 статьи 241 НК РФ и пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) применило налоговую ставку и тариф страхового взноса 20%, предусмотренные для налогоплательщиков сельскохозяйственных товаропроизводителей.
По результатам проверки документов инспекция составила акт от 28.07.2006 N 16-23/779 и с учетом представленных налогоплательщиком разногласий от 30.08.2006 N 26-06 приняла решение от 11.09.2006 N 16-23-310/5682 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания 2 336 руб. штрафа за неуплату ЕСН, а также по пункту 2 статьи 27 Закона N 167-ФЗ в виде взыскания 5 480 руб. 60 коп. штрафа за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Указанным решением обществу доначислены 17 034 руб. ЕСН, 27 403 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также начислены 1 032 руб. 93 коп. пеней за несвоевременную уплату ЕСН и 1 995 руб. 61 коп. пеней за несвоевременную уплату страховых взносов.
На основании данного решения налоговый орган направил обществу требования от 11.09.2006 N 148712 об уплате указанных сумм страховых взносов и пеней, N148714 об уплате ЕСН и пеней по нему, NN148713 и 148715 об уплате соответствующих налоговых санкций.
Общество оспорило решение и требования инспекции в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, указав, что общество не вправе применять пониженные ставки по ЕСН и страховым взносам, так как оно не относится к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Кассационная инстанция считает этот вывод суда правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 НК РФ общество является плательщиком ЕСН, а также как лицо, производящее выплаты физическим лицам, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ относится к страхователям по обязательному пенсионному страхованию.
Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год, а отчетными - первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего года (статья 240 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 241 НК РФ для плательщиков ЕСН -сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяется пониженная налоговая ставка. Пониженные ставки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для сельскохозяйственных товаропроизводителей предусмотрены подпунктом 2 пункта 2 статьи 22 Закона N 167-ФЗ.
Однако ни глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации, ни Закон N 167-ФЗ не дают определения сельскохозяйственного товаропроизводителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" к сельскохозяйственным товаропроизводителям, то есть лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, относится физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
Следовательно, при осуществлении деятельности по вылову рыбы к сельскохозяйственным производителям относятся только рыболовецкие артели (колхозы).
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, к продукции животноводства, то есть к сельскохозяйственной продукции, относится продукция рыбная, вылов рыбы и других водных биоресурсов рыболовецкими артелями (колхозами) (код 98 9930).
Вылов рыбы и других водных биоресурсов, осуществляемый организациями иных организационно-правовых форм, к сельскохозяйственной продукции не относится, а принадлежит классу продукции 92 0000 "Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности" и группировке 92 0001 "Улов рыбы (включая добычу морского зверя, китов, морепродуктов и ракообразных)".
Согласно статье 2 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" сельскохозяйственные товаропроизводители - организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50%.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2004 N 449 "Об отнесении продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы" к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, относятся сельскохозяйственная продукция (продукция растениеводства и животноводства) и (или) выращенная рыба (продукция рыбоводства), прошедшие технологические операции переработки для сохранения их качества и обеспечения длительного хранения, используемые в виде сырья в последующей (промышленной) переработке продукции или реализуемые без последующей промышленной переработки потребителям, по перечню согласно приложению.
Следовательно, определяющим признаком производства сельскохозяйственной продукции является выращивание данной продукции предприятием, исключение составляет вылов рыбы и других биоресурсов, осуществляемый рыболовецкими артелями (колхозами).
Из изложенного следует, что общество, не являющееся рыболовецкой артелью (колхозом), при осуществлении вылова рыбы не является сельскохозяйственным производителем, имеющим право на применение в 2006 году пониженной ставки по ЕСН и пониженных тарифов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Вместе с тем наличие у общества на 11.09.2006 недоимки по авансовым платежам по ЕСН за I квартал 2006 года не является основанием для принятия решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за неполную уплату сумм налога, поскольку в соответствии со статьей 240 НК РФ налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Квалификация действий налогоплательщика по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату авансовых платежей является ошибочной.
Таким образом, является незаконным решение инспекции от 11.09.2006 N 16-23-310/5682 в части наложения на общество штрафа в размере 2 336 руб. по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату авансовых платежей по ЕСН за I квартал 2006 года, а также в размере 5 480 руб. 60 коп. по статье 27 Закона N 167-ФЗ за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду отсутствия у налогового органа полномочий на взыскание такого штрафа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, в отношении юридических лиц - пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 Закона N 167-ФЗ.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105 разъяснено, что при рассмотрении дел, связанных с взысканием недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов либо с обжалованием действий по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии с положениями статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2006, следует иметь в виду, что полномочиями по взысканию указанных сумм наделены лишь территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, налоговые органы такими полномочиями не обладают.
Вместе с тем направление требования об уплате имеющейся у плательщика задолженности по страховым взносам и соответствующим пеням в Пенсионный фонд налоговым органом, а не органом Пенсионного фонда Российской Федерации, само по себе не нарушает прав плательщика ввиду особого порядка взыскания задолженности по страховым взносам, установленного статьей 25 Закона N 167-ФЗ.
В пункте 13 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 разъяснено, что направление требования об уплате страховых взносов и пеней налоговым органом не может быть признано незаконным, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ налоговые органы осуществляют контроль за уплатой страховых взносов.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене в части отказа обществу в признании недействительными решения инспекции от 11.09.2006 N 16-23-310/5682 в части начисления 2 336 руб. штрафа по ЕСН и 5 480 руб. 60 коп. штрафа за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за I квартал 2006 год, а также требований от 11.09.2006 N 148713 и N 148715 об уплате налоговых санкций в соответствующих суммах.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.01.2007 по делу N А05-12660/2006-18 отменить в части отказа в признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску от 11.09.2006 N 16-23-310/5682 в части взыскания 2 336 руб. штрафа по единому социальному налогу и 5 480 руб. 60 коп. штрафа за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и требований от 11.09.2006 N 148713, N148715.
Признать недействительными решение Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску от 11.09.2006 N 16-23-310/5682 в части взыскания 2 336 руб. штрафа по единому социальному налогу и 5 480 руб. 60 коп. штрафа за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и требования от 11.09.2006 N 148713, N 148715.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июня 2007 г. N А05-12660/2006-18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника