Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 июня 2007 г. N А42-7440/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Первый мурманский терминал" Заховаева А.Ю. (доверенность от 17.11.06), рассмотрев 27.06.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.12.06 (судья Евтушенко О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.07 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.) по делу N А42-7440/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Первый мурманский терминал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску (далее - инспекция, налоговая инспекция) от 22.09.06 N 60-27.1-12/116688 об отказе в возврате излишне уплаченных 498 481, 37 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязании инспекции возвратить обществу указанную сумму.
Решением от 26.12.06 суд удовлетворил требования общества.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.07 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении требований. Податель жалобы указывает на то, что страховой взнос на обязательное пенсионное страхование не является налогом и положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежат применению при возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) не определены ни орган, уполномоченный на проведение зачета (возврата) страховых взносов, ни порядок проведения такого зачета (возврата).
Представитель инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения спора, для участия в судебном заседании не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с ошибочным перечислением страховых взносов в виде фиксированных платежей на обязательное пенсионное страхование за март и апрель 2006 года у общества образовалась переплата в размере 498 481, 37 руб.
Общество обратилось 11.09.06 в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных взносов. Уведомлением от 22.09.06 N 60-27.1-12/116688 инспекция отказала страхователю в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что Законом N 167-ФЗ не определен орган, уполномоченный на проведение зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов.
Отказ инспекции послужил основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования и обязали налоговый орган возвратить обществу излишне уплаченные страховые взносы.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Согласно абзацу 6 статьи 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не соответствуют понятию "налог", определение которого дано в статье 8 НК РФ.
Однако в соответствии со статьей 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.12.05 N 176-ФЗ) и приложением 11.1 к этому Закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей, и на нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 16.12.04 N 116н, которым утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок). Пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Из приведенных норм права следует, что Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Наличие переплаты у общества в сумме 498 481, 37 руб. не оспаривается инспекцией и подтверждается актом сверки расчетов налогоплательщика от 31.08.06 N 3302, а также справкой о состоянии расчетов на декабрь 2006 года.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным отказ инспекции в возврате страховых взносов и. обязали налоговый орган возвратить обществу 498 481, 37 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, и оснований для их отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.12.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.07 по делу N А42-7440/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 июня 2007 г. N А42-7440/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника