Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 июня 2007 г. N А21-6858/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Тарасюка И.М.,
судей Кустова А.А., Сосниной О.Г.
рассмотрев 14.06.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.02.2007 по делу N А21-6858/2006 (судья Широченко Д.В.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "476 электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Предприятие) обратилось с иском в Арбитражный суд Калининградской области о взыскании с Министерства социальной политики и труда Калининградской области, Министерства финансов Калининградской области 64 125,42 рубля расходов, понесенных истцом в результате предоставления льгот по оплате электрической энергии во исполнение Федерального закона от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон).
Определением от 10.11.2006 требования о взыскании 37 332,43 рубля по предоставлению льгот гражданам, не прошедшим идентификацию за 2005 год, по соответствующим актам сверок в областном государственном учреждении "Центр социальной поддержки населения" выделены в отдельное производство. По ходатайству истца Министерство финансов Калининградской области заменено на надлежащего ответчика - Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).
После уточнения исковых требований истец просил суд взыскать с Российской Федерации 75 139,01 рубля (без учета налога на добавленную стоимость) понесенных убытков, возникших в результате предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате потребленной электрической энергии в период за 2005-2006 годы.
Решением от 22.02.2007 суд удовлетворил исковые требования.
В кассационной жалобе Минфин РФ, ссылаясь на неприменение судом положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2005 N 542 "Об утверждении правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Постановление N 542), просит решение суда отменить, поскольку считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона гражданам, указанным в пунктах 1, 2 статьи 13 Закона, в том числе и членам их семей, проживающим с ними, предоставляется льгота в размере 50 процентов оплаты за пользование электроэнергией.
Как следует из материалов дела, Предприятие в 2005-2006 годах предоставляло отдельным категориям граждан льготы по оплате электроэнергии, предусмотренные Законом, в связи с чем понесло расходы в сумме 75 139,01 рубля.
Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов установлены судом и подтверждаются материалами дела.
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства от 19.11.2004 N 652 "Об утверждении правил расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов" финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
Постановлением N 542 утверждены правила, согласно которым финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
На основании изложенного суд обоснованно удовлетворил требования истца в заявленной сумме и взыскал ее с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Предприятия.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.02.2007 по делу N А21-6858/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
О.Г. Соснина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июня 2007 г. N А21-6858/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника