Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 июня 2007 г. N А05-9552/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю., судей Матлиной Е.О. и Шпачевой Т.В.,
при участии от ЗАО "Мортранс-Север" Песцовой Н.М. (доверенность от 01.03.2007),
рассмотрев 13.06.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Мортранс-Север" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.12.2006 (судья Куницына Л.Л.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2007 (судьи Елагина O.K., Митрофанов О.В., Романова А.В.) по делу N А05-9552/2006,
установил:
Государственное унитарное предприятие Ненецкого автономного округа "Ненецкая нефтебаза" (далее - ГУП НАО "Ненецкая нефтебаза", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к закрытому акционерному обществу "Мортранс-Север" (далее - ЗАО "Мортранс-Север". Общество) о взыскании 724 073 руб. 89 коп., в том числе: 565 250 руб. убытков, причиненных Предприятию вследствие недостачи поставленного по государственному контракту от 26.05.2005 N 4-ПН/05 дизельного топлива; 138 219 руб. 20 коп. провозной платы за перевозку недостающего груза; 7 000 руб. упущенной выгоды; 13 604 руб. 69 коп. судебных расходов.
Определением суда от 19.09.2006 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены окружное государственное унитарное предприятие "Ненецкий Окржилкомсервис" (далее - ОГУП "Ненецкий Окржилкомсервис") и общество с ограниченной ответственностью "Кулстар" (далее - ООО "Кулстар).
До вынесения судом решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 572 250 руб. убытков за недостачу топлива и, кроме того, просил возместить ему за счет ответчика 26 910 руб. судебных расходов. Наряду с этим Предприятием был заявлен отказ от иска в отношении требований о взыскании 138 219 руб. 20 коп. платы за перевозку груза.
Определением суда от 19.10.2006 отказ истца от иска в сумме 138 219 руб. 20 коп. принят судом, производство по делу в этой части прекращено.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 07.12.2006 исковые требования Предприятия удовлетворены. С ЗАО "Мортранс-Север" в пользу ГУП НАО "Ненецкая нефтебаза" взыскано 572 250 руб. убытков и 26 910 руб. судебных расходов.
Постановлением апелляционной инстанции от 12.03.2007 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "Мортранс-Север" просит решение первой и постановление апелляционной инстанций отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При этом податель жалобы ссылается на следующее: судом был сделан не соответствующий имеющимся в материалах дела доказательствам вывод о неосуществлении ответчиком действий по передаче груза: вывод суда в части правомочности составления получателем груза в одностороннем порядке акта от 08.10.2005 находится в противоречии с положениями действующего законодательства и условиями государственного контракта от 26.05.2005 N 4-ПН/05; несоблюдение получателем груза установленных статьей 162 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) сроков уведомления перевозчика о выявленном факте недостачи означает, что груз получен в соответствии с условиями коносамента: судом не был исследован вопрос о фактическом количестве недостающего груза и не дана оценка обоснованности применения указанных в расчете цен на дизельное топливо; суд необоснованно оставил без внимания доводы ответчика о несоблюдении истцом обязательного претензионного порядка рассмотрения спора.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен
В судебном заседании представитель ЗАО "Мортранс-Север" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ОГУП "Ненецкий Окржилкомсервис" и ООО "Кулстар" о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 26.05.2005 между ГУП НАО "Ненецкая нефтебаза" (государственный заказчик) и ЗАО "Мортранс-Север" (перевозчик) заключен государственный контракт N 4-ПН/05 на транспортировку (перевозку) нефтепродуктов для государственных нужд Ненецкого автономного округа, в соответствии с которым перевозчик обязался по заказу государственного заказчика осуществить перевозку нефтепродуктов на условиях данного контракта и являющихся его неотъемлемой частью согласованных спецификаций, графиками и дополнительными соглашениями. В свою очередь государственный заказчик принял на себя обязательство по оплате услуг перевозчика.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта перевозка нефтепродуктов осуществляется водным транспортом от порта погрузки до пункта назначения с выполнением сепарации, распаузки на рейде, слива в резервуарные парки организаций-получателей груза (в рассматриваемом случае - ЖКУ "Каратайка").
В силу пункта 2.1.14 контракта перевозчик и получатель обязаны совместно проверить в пункте назначения на борту судна массу груза во всех случаях, не исключая прибытия груза на технически исправном судне или с исправными (неповрежденными) пломбами. В случае несоответствия фактического наименования груза, а также его массы данным, указанным в перевозочном документе, при проверке на судне составляется коммерческий акт.
Пунктом 2.1.15 контракта предусмотрено, что при наличии препятствий по заходу судна в порты получателей по не зависящим от перевозчика причинам последний обязан незамедлительно уведомить об этом государственного заказчика в письменной форме.
В пункте 1.5 контракта указано, что взаимоотношения сторон, не урегулированные настоящим контрактом, регламентированы "Инструкцией по взаимодействию сторон-участников Государственных контрактов на поставку и перевозку нефтепродуктов для государственных нужд Ненецкого автономного округа" (приложение N 3 к контракту).
В соответствии со спецификацией к контракту (приложения N 1, 2) перевозчик обязался осуществить доставку дизельного топлива зимнего наливом из порта Архангельск с распаузкой на рейде и доставкой до причала потребителя, в том числе в портопункт Каратайка в количестве 900 тонн в период с 05 августа по 05 сентября 2005 года.
Согласно коносаменту N 05/09 перевозчик принял к перевозке из порта Архангельск в порт Каратайка дизельное топливо зимнее 0.2-35 в количестве 100 000 кг (100 тонн).
По прибытии в пункт назначения ответчик передал груз для распаузки ООО "Кулстар", которое в силу заключенного с ЗАО "Мортранс-Север" договора от 27.06.2005 N 27/06 осуществило перевозку груза от борта морского танкера "Эмба" до причала портпункта Каратайка.
При получении товара получателем - ОГУП "Ненецкий Окржилкомсервис" выявило недостачу поступившего топлива в количестве 35 тонн, о чем была сделана отметка в коносаменте. В подтверждение недостачи комиссией в составе начальника ЖКУ "Каратайка", главы администрации сельсовета, механика ЖКУ "Каратайка" и заведующего складом горюче-смазочных материалов 08.10.2005 был составлен акт приемки продукции (товаров) по количеству.
В связи с этим Предприятием, оплатившим стоимость 100 тонн топлива, в адрес ответчика были направлены претензии от 26.12.2005 N 2980 и от 01.03.2006 N 512 с требованием о возмещении стоимости недостающего топлива.
Письмом от 10.03.2006 N 35 Общество оставило указанные претензии без рассмотрения, сославшись на непредставление Предприятием необходимых документов, в том числе коммерческого акта.
В мае и июне 2006 года истец направил ответчику повторные претензии, которые также не были рассмотрены последним, что и послужило основанием для обращения ГУП НАО "Ненецкая нефтебаза" с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой и апелляционной инстанций удовлетворил заявленные истцом требования, посчитав их доказанными как по праву, так и по размеру. Суд пришел к выводу о неосуществлении перевозчиком действий по передаче груза получателю и в связи с этим указал на наличие обстоятельств для применения статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). По мнению суда, передача груза для распаузки ООО "Кулстар" не является надлежащим выполнением обязательства по передаче груза получателю, поскольку ООО "Кулстар" не было уполномочено перевозчиком на выдачу этого груза получателю, а последний не наделял данное лицо какими-либо полномочиями по его приемке.
Оспаривая указанные выводы, ЗАО "Мортранс-Север" сослалось на представленный в материалы дела рапорт сменного капитана буксировщика СТ-16 Фатеева С.И., осуществлявшего в сентябре 2005 года работы по буксировке двух нефтеналивных понтонов от борта танкера "Эмба" до причала получателя, а также на данные в суде первой инстанции показания представителя ООО "Кулстар", согласно которым указанные выше понтоны были предоставлены грузополучателем. Вследствие этого ответчик полагает, что при перекачке топлива в понтоны получателя им фактически была исполнена обязанность по передаче товара и оснований для применения к нему установленных статьей 796 ГК РФ мер ответственности за утрату груза в пути следования не имеется.
Кассационная инстанция не может согласиться с указанными доводами ответчика.
При исследовании в суде первой и апелляционной инстанций вопроса о принадлежности понтонов, последний не нашел своего объективного разрешения, поскольку приведенные в названных выше показаниях ссылки не были подтверждены самим грузополучателем, который заявил, что не располагает сведениями о том. кому принадлежат понтоны.
Помимо этого, суд кассационной инстанции считает, что применительно к обстоятельствам настоящего дела не имеет значения, в чьей собственности находились эти понтоны. В силу отсутствия на них при перекачке топлива и доставке к причалам представителей грузополучателя, фактическое пользование и владение понтонами в указанный промежуток времени осуществлялось исключительно ООО "Кулстар".
Таким образом, передача товара в месте перекачки топлива с судна на понтоны не могла быть признана совершенной, поскольку не соответствовала тем требованиям, которые к данной процедуре предъявляются положениями статьи 224 ГК РФ.
Судом также не может быть принят во внимание довод подателя жалобы о том, что приемка груза, в том числе и замер его массы, должны были производиться получателем на борту судна "Эмба".
Соответствующий довод ответчика основан на положениях пункта 2.1.14 государственного контракта от 26.05.2005 N 4-ПН/05, в котором ОГУП "Ненецкий Окржилкомсервис" не участвовало в качестве стороны. Данное обстоятельство в соответствии с пунктом 3 статьи 308 ГК РФ исключает наличие у данного лица обязательства осуществлять приемку груза непосредственно на судне.
К тому же условия государственного контракта предусматривали выполнение распаузки и слива топлива в резервуарные парки получателя самим перевозчиком, в то время как в действительности для осуществления указанных действий им было привлечено ООО "Кулстар".
При заключении 27.06.2005 с названным лицом договора N 27/06, а в последующем также дополнительного соглашения N 2 к этому договору ЗАО "Мортранс-Север" специально оговорило, что независимо от факта осуществления распаузки ООО "Кулстар" сдачу нефтепродуктов после такой распаузки грузополучателю Общество будет производить самостоятельно (пункт 5.2 договора). С этой целью ООО "Кулстар" обязалось выделить ему (ответчику) место на распаузнике для выдачи груза и оформления документов в пункте назначения (пункт 2.4 договора).
При таком положении следует признать обоснованным вывод суда первой и апелляционной инстанций о незавершенности перевозчиком операции по доставке и выдаче груза получателю.
В данном случае к ответчику правомерно была применена установленная положениями статьи 796 ГК РФ ответственность за недостачу груза, факт которой был достоверно удостоверен в коносаменте N 05/09 и акте от 08.10.2005.
При этом несоблюдение грузополучателем оговоренного в пункте 5.4 договора от 11.05.2005 N 4-М требования о совместном с перевозчиком подписании коммерческого акта, в условиях уклонения последнего от осуществления действий по передаче-приемке груза, не может быть расценено судом в качестве основания для признания акта от 08.10.2005 ненадлежащим доказательством по делу.
При составлении данного акта получателем была созвана комиссия, в состав которой вошел Глава администрации сельского совета Вылко Д.В.
Такой порядок оформления недостачи не противоречил тем требованиям, которые в соответствии с Инструкцией по взаимодействию сторон-участников государственных контрактов на поставку и перевозку нефтепродуктов для государственных нужд Ненецкого автономного округа отвечали критериям приемлемости для перевозчика в случаях его неучастия в работе комиссии (пункт 2.3.1 Инструкции) и рассматривались в качестве одного из допустимых вариантов оформления недостач.
Наряду с этим подлежит отклонению и довод ответчика о нарушении грузополучателем установленных статьей 168 КТМ РФ сроков уведомления о недостаче, так как соответствующая отметка была проставлена в коносаменте сразу после обнаружения такой недостачи, однако перевозчик к проверке и опровержению указанных сведений каких-либо мер не принял.
В силу изложенного суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходил из позиции доказанности истцом наличия у него убытков в заявленном им объеме.
Ответчик, напротив, не представил доказательств того, что возникшие в имуществе истца убытки произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В связи с этим кассационная инстанция полагает, что заявленная истцом ко взысканию сумма была правомерно удовлетворена судом.
Расчет стоимости утраченного груза был произведен в соответствии с ценами, согласованными с Комитетом по государственному регулированию цен (тарифов) Ненецкого автономного округа на 11.05.2005 и применяемых для дизельного топлива, поступившего от ООО "Лукойл-Севернефтепродукт" и ОАО "Роснефть-Архангельскнефтепродукт" в навигацию 2005 года.
Установленная при этом цена отвечала тем требованиям, которые применительно к спорной ситуации предусмотрены в статье 169 КТМ РФ.
При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция находит обжалуемые судебные акты законными и оснований для их отмены не усматривает.
Доводы подателя жалобы о несоблюдении истцом претензионного порядка урегулирования спора не подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.12.2006 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2007 по делу N А05-9552/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Мортранс-Север" - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2007 г. N А05-9552/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника