Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 09 июня 2007 г. N А56-51946/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09 марта 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Казанцевой Р.В., Шпачевой Т.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу Завалишина И.С. (доверенность от 13.02.2007 N 17/04101), от общества с ограниченной ответственностью "ТДК" Шевченко О.В. (доверенность от 05.12.2006),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2007 по делу N А56-51946/2006 (судья Боровлев Д.Ю.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТДК" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 12.12.2006 N 861 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением от 09.03.2007 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 09.03.2007, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Инспекции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Общества просил оставить решение от 09.03.2007 без изменения, полагая его правомерным. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в принадлежащем Обществу магазине, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, проспект Энгельса, дом 51, Инспекцией 12.10.2006 проведена проверка соблюдения Обществом требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, порядка ведения кассовых операций.
В результате проверки при пересчете наличных денежных сумм установлено их расхождение с данными, отраженными в фискальной памяти контрольно-кассовой машины (далее - ККМ). Согласно Z-отчету ККМ выручка составила 787 руб., фактически в денежном ящике контрольно-кассовой машины находилось 906 руб. 50 коп., то есть на 119 руб. 50 коп. больше.
Данный факт расценен Инспекцией как неоприходование в кассу денежной наличности в сумме 119 руб. 50 коп., о чем составлен протокол об административном правонарушении от 05.12.2006. В протоколе указано, что выявленная сумма излишков не отражена в кассовой книге Общества.
Постановлением Инспекции от 12.12.2006 N 861 Общество привлечено к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб. на основании статьи 15.1 КоАП РФ.
Полагая названное постановление незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Основным критерием установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу предприятия является превышение фискальных данных отчетов ККМ над данными бухгалтерского учета.
Пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.1993 N 104, предусмотрено, что при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир должен подготовить денежную выручку и другие платежные документы, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка).
В данном случае из материалов дела следует, что проверка проводилась Инспекцией до окончания рабочего дня. Расхождение между суммой наличных денежных средств и суммой выручки согласно Z-отчету ККМ (до окончания рабочего дня) с учетом смысла, вкладываемого в понятие "касса предприятия", обоснованно не расценено судом в качестве доказательства неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу.
Согласно объяснению кассира Кушу С.А. от 12.10.2006 обнаруженная сумма излишков является остатком разменного фонда на начало дня. В объяснениях, дополнительно представленных в Инспекцию, кассир Кушу С.А. указала, что сумма излишков образовалась в кассе в связи с тем, что в начале рабочего дня она положила в денежный ящик ККМ свои личные деньги для того, чтобы выдать сдачу покупателю.
Согласно пункту 4.7 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Минфина РФ от 30.08.1993 N 104, кассиру запрещается иметь в кассе личные деньги и деньги, не учтенные через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы). Вместе с тем нарушение данного требования само по себе не является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ.
Поскольку расхождения между данными ККМ и данными бухгалтерской отчетности на конец рабочего дня 12.10.2006 Инспекцией не установлены, кассационная инстанция (с учетом положений части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) считает правильным вывод суда о недоказанности состава вменяемого в вину Обществу административного правонарушения и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2007 по делу N А56-51946/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09 июня 2007 г. N А56-51946/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника