Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 июня 2007 г. N А21-3723/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Тарасюка И.М., Старченковой В.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Кенигавто" Кулаков В.Ф. (доверенность от 10.01.2007), от Министерства финансов Калининградской области - Бондарь С.Ю. (доверенность от 13.03.2006),
рассмотрев 26.06.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кенигавто" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.11.2006 (судья Мельник И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2007 (судьи Тимухина И.А., Барканова Я.В., Серикова И.А.) по делу N А21-3723/2005,
установил:
Открытое акционерное общество "Кенигавто" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Департаменту развития транспортного комплекса администрации Калининградской области (далее - Департамент) о взыскании 1 598 946 руб. расходов, возникших в результате предоставления в январе, феврале, марте 2005 года отдельным категориям граждан льгот в виде бесплатного проезда в автобусах пригородного и междугородного сообщения в соответствии с Законом Калининградской области от 16.12.2004 N 473 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области".
Определением от 09.08.2005 требования истца о взыскании недополученных доходов за перевозку льготных категорий граждан, возмещение которых осуществляется из федерального бюджета, выделено в отдельное производство с присвоением делу номера А21-6158/2005. К участию в деле в качестве ответчиков привлечены Главное управление по финансам и бюджету Калининградской области, Министерство финансов Российской Федерации.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) истец уточнил исковые требования и просил взыскать за первое полугодие 2005 года 3 637 123 руб.
Определением от 16.02.2006 Департамент заменен на Министерство развития инфраструктуры Калининградской области.
В порядке статьи 49 АПК РФ истец неоднократно уточнял размер исковых требований и в окончательном виде просил взыскать 6 590 676 руб. расходов за 2005 год и 262 350 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 27.11.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.03.2007, Обществу в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление как принятые с нарушением норм материального права и удовлетворить требования истца в полном размере, а также взыскать проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами. По мнению подателя жалобы, факт предоставления льгот и размер понесенных расходов подтверждаются материалами дела.
В отзывах на кассационную жалобу Министерство финансов Калининградской области и Министерство развития инфраструктуры Калининградской области просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 05.02.2001 между Комитетом по транспорту администрации области (далее - Комитет) и Обществом заключен договор на предоставление транспортных услуг, предметом которого являются осуществление Обществом регулярных пассажирских перевозок населения области автобусами по утвержденной в установленном порядке маршрутной сети и компенсация Обществу Комитетом недополученных доходов, понесенных в связи с перевозкой льготных категорий граждан.
К договору от 05.02.2001 заключено дополнительное соглашение от 25.02.2005 N 1, в котором определен перечень лиц, имеющих право на льготный проезд.
Общество, осуществляя перевозки льготных категорий граждан, понесло расходы, невозмещение которых в полном объеме послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришли к выводу, что истец не представил доказательств, подтверждающих факт предоставления льгот и размер заявленных к возмещению расходов.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) некоторым категориям граждан отказано в праве бесплатного проезда в транспорте общего пользования.
В силу Закона N 122-ФЗ субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обязаны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Законом Калининградской области от 16.12.2004 N 473 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области" определенным категориям граждан предоставлено право на бесплатный проезд в транспорте общего пользования (кроме такси) (далее - Закон). В соответствии со статьей 2 Закона порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, установленных для отдельных жителей Калининградской области названным Законом, определяются администрацией Калининградской области.
Статьей 3 Закона предусмотрено, что меры социальной поддержки установленным в законе категориям граждан являются расходными обязательствами Калининградской области.
Постановлением администрации Калининградской области от 29.12.2004 N 617 утвержден Порядок реализации мер социальной поддержки ветеранов труда и лиц, к ним приравненных, тружеников тыла в Период Великой Отечественной войны, реабилитированных лиц, многодетных семей по оплате льготного проезда на транспорте (далее - Порядок). Порядок устанавливает механизм возмещения транспортным организациям расходов, связанных с реализацией жителями Калининградской области права на меры социальной поддержки при оплате проезда.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что предоставление мер социальной поддержки, финансируемых за счет бюджета Калининградской области, осуществляется при предъявлении удостоверения о праве на льготы установленного образца и талона-вкладыша к нему либо удостоверения школьника из многодетной семьи.
Согласно пункту 4 Порядка возмещение транспортным организациям расходов осуществляется на договорной основе.
Пунктами 2.3.8, 2.3.10 договора от 05.02.2001 предусмотрено, что перевозчик (Общество) обязан предоставлять заказчику требуемые документы, подтверждающие размер недополученных доходов (корешки билетов, ведомости кассовой продажи и др.), а также заключать договоры с государственным предприятием "Автовокзал" (далее - ГП "Автовокзал") на кассовое и диспетчерское обслуживание и приобретение билетной продукции.
Судом установлено, что договор с ГП "Автовокзал" не заключен, предусмотренные пунктом 2.3.8 договора от 05.02.2001 первичные документы, подтверждающие размер понесенных расходов, Обществом не представлены.
Вместе с тем частью 1 статьи 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Суды пришли к выводу, что истец не доказал факт предоставления льгот и размер заявленных к возмещению расходов.
Несмотря на неоднократное отложение рассмотрения дела по существу и запросы суда о необходимости представить доказательства и первичные документы в обоснование заявленных требований (определения Арбитражного суда Калининградской области от 28.10.2005, от 08.12.2005), истец не представил доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которые он ссылается.
Доводы подателя жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
При вынесении обжалуемых судебных актов суды всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные доказательства, дали им надлежащую правовую оценку и правильно применили нормы материального права. В связи с этим кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 27.11.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2007 по делу N А21-3723/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кенигавто" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июня 2007 г. N А21-3723/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника