Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 июня 2007 г. N А56-20409/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Михайловской Е.А., Подвального И.О., при участии индивидуального предпринимателя Головы Андрея Васильевича, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу Тимакова Л.Л. (доверенность от 02.05.07 N 07-14/20),
рассмотрев 21.06.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.07 по делу N А56-20409/2006 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Протас Н.И.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Головы Андрея Васильевича 3 006 286 руб. недоимок, пеней и штрафов в соответствии с решением налогового органа от 03.04.06 N 26-49/07686.
Решением от 13.12.06 (судья Никитушева М.Г.) суд взыскал с предпринимателя 280 157 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и 110 627,14 руб. пеней; 80 602 руб. единого социального налога (далее - ЕСН) и 21 491,85 руб пеней, 348 741 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и 92 988,3 руб пеней. 318 667 руб. единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) и 59 066,69 руб. пени, а также 141 899 руб. штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской федерации (далее - НК РФ) и 1 488 342 руб. штрафа по статье 119 НК РФ. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 07.03.07 отменил решение суда от 13.12.06 в части взыскания налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 в сумме 141 399 руб. и по статье 119 НК РФ в сумме 1 488 142 руб., применив положения статей 112 и 114 НК РФ, и отказал в удовлетворении этой части требований, а в остальной части принятое по делу решение суда оставил без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление от 07.03 07 в части отмены решения суда первой инстанции и принять новый судебный акт. По мнению налогового органа, суд апелляционной инстанции в нарушение пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и подпункта 2 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 26.12.05 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" (далее - Закон N 189-ФЗ) неправомерно при применении статей 112, 114 НК РФ снизил размеры взыскиваемых штрафов по статье 122 НК РФ до 500 руб. и по статье 119 НК РФ - до 200 руб., обобщив, тем самым, налоговые санкции по НДС, ЕСН, НДФЛ и ЕНВД. Поскольку суд апелляционной инстанции не указал, в каком размере и по каким налогам, зачисляемым в какие бюджеты, были снижены штрафы, податель жалобы считает, что "отсутствует возможность исполнить постановление от 07.03.07 и взыскать с Головы А.В. штраф по статье 122 НК РФ - 500 руб., по статье 119 НК РФ - 200 руб.".
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а предприниматель просил оставить ее без удовлетворения.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно решению от 03.04.06 N 26-49/07686 (листы дела 69-80), принятому по результатам выездной проверки соблюдения Головой А.В. законодательства о налогах и сборах в 2003-2005 годах, Инспекция привлекла предпринимателя к ответственности в виде взыскания налоговых санкций в сумме 284 173,98 руб., в том числе штрафы по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление декларации по ЕНВД в размере 18 064 руб.; по пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС - 612 392 руб., по НДФЛ - 523 111 руб., по ЕНВД - 213 871 руб., по ЕСН - 120 904 руб. с распределением суммы в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования; по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату НДС штраф в размере 56 031 руб., НДФЛ - 69 748 руб., ЕНВД - 63 734 руб., ЕСН - 16 120 руб. также с распределением суммы в федеральный бюджет и внебюджетные фонды.
Пунктом 2 данного решения налоговый орган предложил предпринимателю в срок, указанный в требовании, уплатить названные суммы налоговых санкций, доначисленные суммы НДС, ЕСН, НДФЛ, ЕНВД и соответствующие суммы пеней.
Поскольку добровольно налогоплательщик не исполнил требования от 03.04.06 N 26-54/07687 об уплате налогов и N 26-54/07688 об уплате налоговых санкций в установленный срок, Инспекция обратилась в суд с иском о взыскании с Головы А.В. в соответствии с ее решением от 03.04.06 N 26-49/07686 задолженности по налогам, пени и штрафов в общей сумме 3 006 286,45 руб.
Решением от 13.12.06 суд первой инстанции взыскал с предпринимателя суммы недоимок и соответствующих пеней, а также штрафы за непредставление деклараций по всем указанным налогам и за неполную уплату НДС, ЕСН и НДФЛ. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал, признав неправомерным в силу пункта 3 статьи 108 НК РФ привлечение Головы А.В. к налоговой ответственности за неуплату ЕНВД, так как приговором суда от 26.10.06 по делу N 1-1055/2006 налогоплательщик привлечен к ответственности, установленной частью 1 статьи 198 Уголовного кодекса Российской Федерации, за уклонение от уплаты этого налога за 2004 год и 1-й квартал 2005 года.
Суд апелляционной инстанции, установив на основании представленных подателем жалобы медицинских документов наличие у ответчика тяжелого хронического заболевания, применил положения статей 112, 114 НК РФ и снизил размер взыскиваемых штрафов по статье 122 НК РФ до 500 руб. и по статье 119 НК РФ до 200 руб. В связи с этим постановлением от 07.03.07 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 13.12.06 в части взыскания с предпринимателя санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 141 399 руб., по статье 119 НК РФ в сумме 1 488 142 руб., отказав Инспекции в удовлетворении этой части требований, а в остальной части обжалуемый судебный акт оставил без изменения.
Не оспаривая правомерность применения судом апелляционной инстанций статей 112, 114 НК РФ и наличие обстоятельства, смягчающего ответственность предпринимателя за совершение выявленных в ходе проверки правонарушений, Инспекция считает, что постановление суда от 07.03.07 невозможно исполнить, поскольку в нарушение пункта 1 статьи 46 БК РФ и подпункта 2 пункта 2 статьи 11 Закона N 189-ФЗ в судебном акте не указано, в каком размере и по каким налогам, зачисляемым в какие бюджеты, были снижены штрафы.
Однако, в соответствии с пунктом 3 статьи 105 НК РФ исполнение вступивших в законную силу решений судов о взыскании налоговых санкций производится в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве Российской Федерации. При этом из части 1 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что в случае неясности решения арбитражный суд, принявший это решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органов или организации вправе разъяснить решение без изменения его содержания.
Вместе с тем, несостоятелен довод Инспекции о нарушении судом пункта 1 статьи 46 БК РФ. В соответствии с названной нормой штрафы подлежат зачислению в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.
Согласно же пункту 3 статьи 46 БК РФ суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных главами 16 и 18 части первой Налогового кодекса РФ, которые невозможно отнести к соответствующему налогу и сбору, подлежат зачислению в федеральный бюджет, бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации, местные бюджеты в порядке, определяемом федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Несостоятельна при этом ссылка подателя жалобы на подпункт 2 пункта 2 статьи 11 Закона N 189-ФЗ, который устанавливает порядок распределения штрафов, предусмотренных статьями 116-118, пунктами 1-2 статьи 120, статьями 125, 126, 128-129.1, 132-135.1 НК РФ, а следовательно, не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку предприниматель привлечен к ответственности, установленной статьями 119 и 122 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой направлены на разъяснение обжалуемого судебного акта, что не соответствует полномочиям кассации, а постановление суда апелляционной инстанции от 07.03.07 считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.07 по делу N А56-20409/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
И.О. Подвальный
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июня 2007 г. N А56-20409/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника