Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 05 июня 2007 г. N А13-184/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Казанцевой Р.В. и Матлиной Е.О.,
рассмотрев 31.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торг-Маркет" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.01.2007 (судья Логинова О.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2007 (судьи Богатырева В.А., Мурахина Н.В., Чельцова Н.С.) по делу N А13-184/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торг-Маркет" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области (далее - Инспекция) от 05.12.2006 N 340 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 26.01.2007, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2007, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на отсутствие его вины, а также малозначительность совершенного им правонарушения, просит отменить названные судебные акты и принять новое решение об отмене постановления Инспекции от 05.12.2006 N 340 и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о месте и времени его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Сотрудниками Инспекции Вихревым А.А. и Бажановым В.В. 30.11.2006 на основании поручения от 29.11.2006 N 1464 в обособленном подразделении Общества, расположенном по адресу: г. Вологда, пр. Советский, д. 133, проведена проверка соблюдения Обществом положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
В ходе проверки Инспекцией установлен и отражен в акте от 30.11.2006 N 000800 факт нарушения Обществом статей 2 и 5 Закона N 54-ФЗ, выразившийся в оказании за наличный расчет услуги по ксерокопированию стоимостью 3 руб. без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) и документов строгой отчетности.
Согласно объяснениям работников Общества Рябечковой Е.А. и Серовой А.С. (л.д. 7, 8) при оказании двум покупателям услуг по изготовлению ксерокопий стоимостью 3 руб. каждая, был выбит только один чек на сумму 6 руб.
Инспекцией 01.12.2006 составлен протокол об административном правонарушении N 341, а 05.12.2006 вынесено постановление N 340 о привлечении Общества к предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Считая постановление от 05.12.2006 N 340 незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять ККТ при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 5 Закона N 54-ФЗ организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Как указано в акте проверки от 30.11.2006 N 000800, покупка на сумму 03 руб. была произведена работниками Инспекции 30.11.2006 в 11 час. 24 мин., при этом чек был пробит в 12 час. 15 мин. (реальное время - 11 час. 24 мин. с учетом того, что время, указанное на контрольно-кассовой машине Общества опережает реальное время на 51 минуту) на сумму 06 руб. (л.д. 26).
Таким образом, в ходе проверки при осуществлении наличных денежных расчетов за оказанную услугу- изготовление ксерокопии в количестве 1 экземпляра по цене 3 руб., кассовый чек не выбивался и покупателю выдан не был.
Факт неприменения Обществом ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов, помимо акта проверки от 30.11.2006 N 000800 подтвержден также протоколом 01.12.2006 N 341 об административном правонарушении, объяснениями работников Общества Рябечковой Е.А. и Серовой А.С. и другими доказательствами, оцененными судом с соблюдением положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
Вина Общества в нарушении требований положений Закона N 54-ФЗ заключается в том, что оно не обеспечило соблюдение своим сотрудником требований законодательства о применении ККТ и не осуществило надлежащий контроль за исполнением им трудовых обязанностей. При этом ненадлежащее исполнение этим сотрудником трудовых обязанностей не является основанием для освобождения Общества от административной ответственности.
Довод Общества о малозначительности совершенного правонарушения и отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям, является необоснованным по следующим основаниям.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
С учетом изложенного, а также положений пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин", которым предусмотрено, что административное правонарушение в виде неприменения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов), суд пришел к обоснованному выводу о том, что правонарушение, совершенное Обществом нельзя признать малозначительным.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал Обществу в применении положений статьи 2.9 КоАП РФ и отмене постановления Инспекции от 05.12.2006 N 340.
Ввиду того, что обжалуемые решение и постановление приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 26.01.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2007 по делу N А13-184/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торг-Маркет" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Е.О. Матлина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 июня 2007 г. N А13-184/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника