Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 июня 2007 г. N А56-2556/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Михайловской Е.А., Подвального И.О., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Милена" Громова И.Е. (доверенность от 08.02.07), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Тян Н.И. (доверенность от 09.01.07 N 20-05/00033),
рассмотрев 21.06.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.06 (судья Бойко А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.07 (судьи Фокина Е.А., Борисова Г.В., Зотеева Л.В.) по делу N А56-2556/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Милена" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга, реорганизованной в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 30.11.05 N 05-09/62 и требований от 01.12.05 N 72371 об уплате налога и NN 1425-1426 об уплате налоговых санкций.
Решением от 01.11.06 суд удовлетворил заявленные требования, установив соблюдение Обществом условий, предусмотренных статьями 171-173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) для реализации права на налоговые вычеты, и отсутствие оснований для привлечения его к ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 1 статьи 126 НК РФ.
Суд апелляционной инстанции постановлением от 29.03.07 оставил решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение налогового органа соответствует нормам Налогового кодекса РФ, поскольку на момент его принятия Общество не представило по требованию Инспекции от 06.10.05 N 09-06/21096 документы подтверждающие правомерность применения им налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за август 2005 года.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить ее без удовлетворения.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела 19.09.05 Общество представило в налоговый орган декларацию по НДС за август 2005 года, в которой исчислило с реализации товаров (работ, услуг) 175 909 руб. налога, предъявило к вычету 294 830 руб. (в том числе 294 585 руб. НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), и 245 руб., уплаченных при приобретении товаров на территории Российской Федерации), а к уменьшению - 118 921 руб. НДС.
Принятым в результате проверки этой декларации решением от 30.11.05 N 05-09/62 Инспекция привлекла Общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания штрафов в размерах 58 966 руб. за неполную уплату НДС и 1200 руб. за непредставление в установленный срок 24 документов (50 руб. за каждый непредставленный документ), предложив налогоплательщику в срок, указанный в требовании, уплатить названные суммы налоговых санкций, 175 909 руб. неуплаченного налога и 5825 руб. пеней; "уменьшить начисленную в завышенных размерах сумму налога к возмещению (уменьшению) по НДС за август 2005 года в сумме 118 921 руб." и внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Данное решение обосновано тем, что в ходе проверки налоговый орган направил по юридическому адресу Общества требование от 06.10.05 N 09-06/21096 о представлении документов, которое возвращено с отметкой почтового отделения "организация не значится". Поскольку в установленный пунктом 1 статьи 93 НК РФ срок налогоплательщик не представил документы, подтверждающие уплату НДС при приобретении товаров (работ, услуг) и ввозе товаров на территорию Российской федерации, принятие этих товаров (работ, услуг) на учет, а также счета-фактуры, выставленные продавцами товаров (работ, услуг) и соответствующие первичные документы. Инспекция признала неправомерным предъявление к вычету 294 830 руб. НДС, вменив Обществу в вину нарушение статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ.
В соответствии с названным решением налоговый орган направил Обществу требования от 01.12.05 N 1425 и N 1426 об уплате налоговых санкций в суммах 58 966 руб. и 1200 руб. в срок до 11.12.05, а также требование от 01.12.05 N 72371 об уплате 294 830 руб. недоимки по НДС и 5295 руб. пеней в срок до 12.12.05.
Кассационная коллегия считает, что названные ненормативные акты Инспекции правомерно признаны в судебном порядке недействительными.
Пунктами 1-2 статьи 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на применение налоговых вычетов. В силу названных норм налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им продавцам товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ.
Порядок применения налоговых вычетов установлен в статье 172 НК РФ. Согласно пункту 1 данной статьи (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, в силу названных норм основанием для применения налоговых вычетов по НДС является наличие у налогоплательщиков первичных документов, подтверждающих факты уплаты сумм НДС, предъявленных к вычету, в составе стоимости приобретенных на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) и (или) в составе таможенных платежей, начисленных таможенным органом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, и оприходования указанных товаров (работ, услуг).
В данном случае в ходе кассационного обжалования принятых по делу судебных актов Инспекция не оспаривает наличие у Общества на момент предъявления к вычету 294 830 руб. НДС всех первичных документов, подтверждающих в соответствии с требованиями статей 171-172 НК РФ право на применение налоговых вычетов по налоговой декларации за август 2005 года. При таких обстоятельствах следует признать, что заявитель правомерно применил налоговый вычет в указанной сумме, а у налогового органа отсутствовали законные основания для начисления к уплате НДС за август 2005 года и привлечения Общества к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату налога.
Неправомерным суд кассационной инстанции считает довод подателя жалобы о том, что предусмотренные пунктом 1 статьи 172 НК РФ документы не были представлены в Инспекцию на момент принятия оспариваемого решения. Названной нормой не установлена обязанность налогоплательщика представить в налоговый орган документы, подтверждающие право на налоговые вычеты, вместе налоговой декларацией, как это предусмотрено пунктом 10 статьи 165 и пунктом 3 статьи 172 НК РФ в отношении операций, подлежащих налогообложению по ставке НДС 0%. Кроме того, непредставление документов в ходе налоговой проверки не исключает возможности представления их в суд для оценки в совокупности с другими доказательствами по правилам статей 66-71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), однако Инспекция в ходе апелляционного обжалования решения суда уклонилась от сверки расчетов на основании представленных в дело доказательств.
Несостоятелен и довод подателя жалобы о направлении по юридическому адресу Общества требования от 06.10.05 N 09-06/21096 о представлении документов, необходимых для проверки его декларации по НДС за август 2005 года. По утверждению Инспекции, названное требование возвращено с отметкой отделения связи "организация не значится", однако доказательства этого налоговый орган в нарушение части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представил. Вместе с тем, следует признать правомерным вывод суда апелляционной инстанции о том, что представленный в материалы дела список N 910 отправляемой Инспекцией 26 октября 2005 года корреспонденции, в том числе в адрес Общества (пункт 7), не подтверждает факт направления этой организации требования от 06.10.05 N 09-06/21096 о представлении документов, необходимых для проверки декларации по НДС за август 2005 года, которая представлена в налоговый орган 19 сентября 2005 года. При этом суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что для истребования документов, необходимых для проведения налоговой проверки, Инспекция имела возможность использовать факсимильную связь, которой она воспользовалась при направлении копии оспариваемого решения (листы дела 13-14).
Поскольку налоговый орган не представил в соответствии с требованиями части 5 статьи 200 АПК РФ достоверные и допустимые доказательства направления Обществу требования о представлении документов, подтверждающих право на налоговые вычеты по НДС за август 2005 года, следует признать, что у Инспекции отсутствовали законные основания для привлечения Общества к ответственности, установленной статьей 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Учитывая изложенное, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, доводы которой не основаны на нормах Налогового кодекса РФ и имеющихся в деле доказательствах, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 102, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.11.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.07 по делу N А56-2556/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Е.А. Михайловская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2007 г. N А56-2556/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника