Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 июня 2007 г. N А42-10134/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области Катюшина А.Е. (доверенность от 29.12.06 N 14-7),
рассмотрев 20.06.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.11.06 (судья Галко Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.07 (судьи Фокина Е.А., Гафиатуллина Т.С., Зотеева Л.В.) по делу N А42-10134/2005,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив рыболовецкий колхоз "Чапома" (далее - колхоз, СПК РК "Чапома") обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области (далее - инспекция) решения от 21.09.05 N 936 ДСП и требования от 22.09.05 N 16406 в части доначисления 2 876 695 руб. сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и начисления 387 650 руб. 66 коп. пеней.
Определением суда первой инстанции от 24.05.06 производство по заявлению колхоза о признании недействительными обжалуемых ненормативных актов по эпизоду, связанному с выводами инспекции об излишнем исчислении и уплате сбора в части взыскания 133 763 руб. сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов по разрешению N 04-ТО-035 прекращено.
Решением суда первой инстанции от 27.11.06, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.03.07, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить принятые по делу судебные акты и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявления По мнению подателя жалобы, суды дали неправильную оценку правоотношениям возникшим между СПК РК "Чапома" и сельскохозяйственным производственным кооперативом рыболовецким колхозом "Волна" (далее - СПК РК "Волна") в связи с приобретением имущественного комплекса последнего, и сделали ошибочный вывод о наличии правопреемства между указанными лицами.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы и просил ее удовлетворить.
Колхоз должным образом уведомлен о времени и месте слушания дела, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих уплате за период с 01.01.04 по 31.12.04.
В ходе проверки налоговый орган сделал вывод, что при исчислении суммы сбора подлежащей уплате в бюджет, колхозом была применена ставка, исчисленная в соответствии с пунктом 7 статьи 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), - 15 процентов от ставок, установленных в пункте 4 статьи 333.3 НК РФ. По мнению инспекции, СПК РК "Чапома" не имеет права на применение пониженной ставки, так как он зарегистрирован в качестве юридического лица только в 2002 году и в 2001 году промышленные квоты на бесплатной основе ему не выделялись, то есть им не выполнено условие применения пониженной ставки.
По результатам проверки составлен акт от 24.08.05 N 76-дсп и принято решение от 21.09.05 N 936 ДСП об отказе в привлечении колхоза к налоговой ответственности.
В требовании N 16406 по состоянию на 22.09.05 заявителю предложено уплатить доначисленные суммы сбора и пеней в срок до 27.09.05.
СПК РК "Чапома" посчитало ненормативные акты инспекции незаконными и обжаловало их в арбитражный суд.
Суды удовлетворили требования колхоза.
Изучив материалы дела, и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат оставлению без изменения с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.1 НК РФ плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом-морях и в районе архипелага Шпицберген.
Объектами обложения названным сбором признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 333.2 НК РФ).
Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов установлены пунктом 4 статьи 333.3 НК РФ
Согласно пункту 7 статьи 333.3 НК РФ ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ, для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливаются в размере 15 процентов ставок сбора, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 333.3 НК РФ При этом пониженная ставка сбора применяется в отношении объема промышленных квот, не превышающего годового объема промышленных квот, выделенного этим организациям на бесплатной основе в 2001 году.
В целях главы 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями признаются организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые функционируют на 1 января 2002 года не менее пяти лет, эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции.
Из материалов дела следует, что колхоз зарегистрирован постановлением администрации Терского района Мурманской области от 27.05.02 N 220. Согласно пункту 2 Устава колхоз является самостоятельной коммерческой организацией.
Судами установлено и инспекцией не оспаривается, что определением Арбитражного суда Мурманской области от 03.01.01 по делу N А42-7958/00-9-145/01 в отношении СПК РК "Волна" возбуждено дело о признании его несостоятельным (банкротом). Решением Арбитражного суда Мурманской области от 09.07.02 СПК РК "Волна" признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Определением от 23.12.03 конкурсное производство завершено. Поскольку СПК РК "Волна" являлось градообразующим предприятием в селе Чапома, в ходе конкурсного производства принято решение о его продаже как имущественного комплекса на условиях конкурса, предложенного администрацией Терского района. На основании договора купли-продажи от 16.08.02 в порядке выполнения условий конкурса колхоз приобрел в собственность предприятие СПК РК "Волна" в целом как имущественный комплекс, включающий в себя производственные сооружения и жилые дома, оборудование, сельскохозяйственную технику, крупнорогатый скот, рыбацкие лодки, карбасы, ставные невода, а также другое имущество согласно инвентаризационным описям.
В соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 132 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование инвентарь сырье продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 559 ГК РФ по договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс (статья 132 ГК РФ), за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам.
В статье 1 Федерального закона от 20.12.04 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) указано, что квота добычи (вылова) водных биоресурсов - часть общего допустимого улова водных биоресурсов.
Квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставленные Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ежегодно распределяются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (статья 30 Закона N 166-ФЗ).
Переход долей в общем объеме квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства от одного лица к другому лицу осуществляется на основании договора (пункт 4 статьи 32 Закона N 166-ФЗ).
Приказом Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 31.07.01 N 234 СПК РК "Волна" в 2001 году выделены квоты на вылов водных биологических ресурсов.
В соответствии с пунктом 1.2 договора купли-продажи от 16.08.02 СПК РК "Волна" одновременно с передачей права собственности на предприятие передало колхозу право бессрочного пользования земельными участками, а также семь морских тоневых участков для вылова ценных пород рыб с бесплатной квотой. Имущественный комплекс передан колхозу на основании акта приема-передачи от 16.08.02. Указанный акт утвержден, а договор от 16.08.02 зарегистрирован постановлением администрации Терского района Мурманской области от 20.02.02 N 336А.
Суды обосновано отклонили довод налогового органа о том, что передача квот, принадлежащих ранее СПК РК "Волна", колхозу, получившему лицензию позднее 2001 года, не влечет за собой возможности применения льготного порядка налогообложения.
Как правильно указали суды, основным критерием для применения СПК РК "Чапома" пониженной ставки сбора является включение его в Перечень градои поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, которым предоставлено право применять пониженную ставку сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации 03.09.04 N 452. Указанный Перечень принят Правительством Российской Федерации в рамках предоставленной ему компетенции, в установленном законом порядке и не оспаривался, в связи с чем оснований для лишения колхоза права на применение пониженной ставки нет.
Суд апелляционной инстанции правильно отметил, что ссылка в пункте 7 статьи 333.3 НК РФ на объем промышленных квот, выделенный в 2001 году, сделана с целью определения объема промышленных квот, в отношении которых применяется пониженная ставка сбора.
Поскольку пониженная ставка сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов введена с целью поддержки градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, к числу которых относится СПК РК "Чапома", суды сделали обоснованный вывод о возможности применения колхозом указанной ставки сбора в отношении объема промышленных квот, выделенных в 2001 году СПК РК "Волна" на бесплатной основе.
При таких обстоятельствах судебные акты не подлежат изменению, а в удовлетворении кассационной жалобы налоговому органу следует отказать.
С 01.01.07 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ, в связи с чем на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с инспекции следует взыскать в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины в связи с подачей кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 102, 286 и 287 (подпункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.11.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.07 по делу N А42-10134/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Мурманской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. госпошлины в связи с подачей кассационной жалобы.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июня 2007 г. N А42-10134/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника