Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 июня 2007 г. N А56-27524/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 октября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Ломакина С.А., Пастуховой М.В.
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области Дементьевой МП (доверенность от 09.01 07 N 03-05/04),
рассмотрев 20.06.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Киком" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.07 по делу N А56-27524/2006 (судьи Фокина Е.А., Зотеева Л.В., Старовойтова О.Р.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Киком" (далее - общество ООО "Киком") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ленинградской области (далее - инспекция) от 20.06.06 N 12-11/4472дсп
Решением суда первой инстанции от 25.10.06 заявление удовлетворено
Постановлением апелляционного суда от 15.02.07 решение суда первой инстанции изменено, обществу отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения инспекции от 20.06 06 N 12-11/4472дсп в части предложения уплатить 48 064 руб. транспортного налога за 2004 - 2005 годы, и 2 860 руб. 41 коп. пеней по этому налогу. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела. просит отменить постановление апелляционного суда от 15.02.07 и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению ООО "Киком", при определении ставок транспортного налога по самоходным транспортным средствам им правомерно использованы коды Общероссийского классификатора основных фондов ОК-013-94 (далее - ОКОФ). Податель жалобы указывает на то, что спорные транспортные средства не могут считаться грузовыми, поскольку предназначены для производства монтажных и "погрузочно-разгрузочных" работ, что подтверждается их техническими паспортами, согласно которым в Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД) они зарегистрированы как "автокраны."
В судебном заседании представитель инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Общество должным образом уведомлено о времени и месте слушания дела. однако его поедставители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в пределах приведенных в ней доводов.
Как следует из материалов дела, за ООО "Киком" числятся транспортные средства, оборудованные кранами на базе шасси автомашин МАЗ. ЗИЛ и КРАЗ. При исчислении транспортного налога обществом применена ставка налога в размере 25 руб. за 1 лошадиную силу, как к другим самоходным транспортным средствам, машинам и механизмам на пневматическом и гусеничном ходу.
Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления. полноты и своевременности уплаты обществом транспортного налога за период с 22 09.04 по 31.12.05. В ходе проверки налоговый орган установил нарушение ООО "Киком" законодательства о налогах и сборах при исчислении и уплате транспортного налога По мнению инспекции, согласно ГОСТу Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки" автокраны, числящиеся за обществом, относятся к грузовым автомобилям. Специальное оборудование, установленное на этих грузовых автомобилях, следует рассматривать как эквивалент груза. Следовательно, в рассматриваемом случае следует применять ставки транспортного налога, установленные для грузовых автомобилей, в зависимости от мощности двигателя каждого из них.
По результатам проверки инспекция составила акт от 22.05.06 N 12-11/3473дсп и приняла решение от 20.06.06 N 12-11/4472дсп, которым доначислила обществу 48 064 руб. неполностью уплаченного транспортного налога, начислила 2 860 руб. 41 коп. пеней за неуплату этого налога и 9 613 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
ООО "Киком", посчитав решение инспекции незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества.
Постановлением апелляционного суда от 15.02.07 решение суда первой инстанции от 25.10.06 изменено. ООО "Киком" отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения инспекции от 20.06.06 в части предложения уплатить 48 064 руб. транспортного налога и 2 860 руб. 41 коп. пеней В остальной части решение оставлено без изменения.
Изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что постановление апелляционного суда от 15 02.07 подлежит оставлению без изменения с учетом следующего В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено статьей 357 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 356 НК РФ).
В статье 361 НК РФ указано, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Областным законом от 22.11.02 N 51-оз "О транспортном налоге" (далее Закон N 51-оз) в Ленинградской области введен транспортный налог и установлены ставки этого налога. Согласно названному закону размер налога подлежит исчислению в зависимости от типа транспортного средства (легковой или грузовой).
Статьей 34.1 НК РФ Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, обязательные для налогоплательщиков и налоговых органов.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.03 N БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 16 Методических рекомендаций при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться ОКОФ.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, выделение автокранов в отдельную подгруппу согласно ОКОФ не свидетельствует о том. что они относятся к самоходным транспортным средствам.
Согласно статьям 358, 361 НК РФ в качестве категорий транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности грузовые и легковые автомобили, а также другие транспортные средства.
Из пункта 1 статьи 358 НК РФ следует что объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" указано что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В силу пункта 16 приказа Министерства внутренних деп Российской Федерации от 27.01.03 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" при совершении регистрационных действий производится осмотр представленных транспортных средств на предмет их соответствия сведениям указанным в документах, удостоверяющих право собственности, регистрационных документах, а также в паспортах транспортных средств и иных документах, подтверждающих возможность допуска транспортных средств к участию в дорожном движении.
Согласно пункту 3 статьи 15 Закона от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
ООО "Киком" исчислило транспортный налог в отношении автокранов по ставкам для самоходных транспортных средств.
Налоговый орган, доначислив налог, исходил из того, что спорные автокраны относятся к грузовым автомобилям и уплата налога должна производиться по соответствующим ставкам.
Из представленных в материалы дела паспортов транспортных средств следует, что автомобили 000 "Киком" отнесены к транспортным средствам категории "С", тип транспортного средства - специальный автомобиль, автокран, подъемное оборудование установлено на базе грузовых автомобилей МАЗ, ЗИЛ, КРАЗ, что также подтверждается справкой ГИБДД (МРЭО N 8 Волхов) - органа, зарегистрировавшего указанные транспортные средства.
В пункте 2.2.4 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного совместными приказами от 30.06.97 Министерства внутренних дел Российской Федерации N 399, Государственного таможенного комитета Российской Федерации N 388 и Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации N 195 указано, что транспортные средства категории "С" - это автомобили, за исключением относящихся к категории "D". разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг. Это соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 года Согласно названному положению в третьей строке "Наименование (тип ТС)" паспорта транспортного средства указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструктивными особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства или в другом документе, подтверждающем соответствие конструкции установленным требованиям безопасности.
При отнесении спорных автомобилей к определенному классу транспортных средств, поименованных в статье 361 НК РФ. суд апелляционной инстанции правомерно принял во внимание все имеющиеся документы и представленные в дело доказательства и сделал правильный вывод о том. что указанные автомобили относятся к грузовым.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции обосновано отказал обществу в удовлетворении заявления о признании недействительным решения инспекции от 20.06.06 N 12-11/4472дсп в части доначисления недоимки по транспортному налогу за 2004 - 2005 годы и начисления пеней за неуплату указанного налога.
Апелляционным судом правильно применены нормы материального и процессуального права и оснований для отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.07 по делу N А56-27524/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Киком" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
М.B. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июня 2007 г. N А56-27524/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника