Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 3 июля 2007 г. N А42-4068/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д. и Асмыковича А.В., при участии от открытого акционерного общества "Горно-металлургический комбинат "Печенганикель" Щевелева P.O. (доверенность от 25.12.2006 N 1) и Зыкова С.Г. (доверенность от 25.12.2006 N 4), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области Непочатова А.Н. (доверенность от 29.06.2007 N 01-14-38-03/4674),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области и открытого акционерного общества "Горно-металлургический комбинат "Печенганикель" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.11.2006 (судья Сигаева Т.К.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2007 (судьи Шестакова М.А., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А42-4068/2006,
установил:
Открытое акционерное общество "Горно-металлургический комбинат "Печенганикель" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - налоговая инспекция) возвратить налогоплательщику из бюджета 11 056 415,67 руб. излишне взысканных налогов (обязательных платежей) и пеней с начисленными на эту сумму процентами.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 27.11.2006 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2007 решение суда от 27.11.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Общество в своей кассационной жалобе, не оспаривая по существу выводы, изложенные судом апелляционной инстанции в резолютивной части постановления, просит изменить мотивировочную часть постановления суда от 23.03.2007. Податель жалобы не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о том, что обязанность по возврату налогоплательщику суммы излишне взысканных налогов (обязательных платежей) и пеней возникла у налоговой инспекции после получения от Общества 26.01.2006 соответствующего заявления, поэтому проценты подлежат начислению с 26.01.2006, а не с 11.06.2003 - даты, указанной Обществом в расчетах суммы процентов.
В заседании суда кассационной инстанции представители налоговой инспекции и Общества поддержали доводы, изложенные в жалобах.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция в июне 2003 года направила Обществу требование N 77 (л.д. 10-11, т. 1) об уплате в срок до 04.06.2003 имеющейся у него задолженности по состоянию на 30.05.2003 по налогам и обязательным платежам в сумме 6 265 366,43 руб., а также 8 798 709,69 руб. пеней.
Общество требование не исполнило, поэтому налоговый орган в порядке, установленном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) принял решение от 16.06.2003 N 8 (л.д. 46, т. 1) о взыскании недоимки по налогам (обязательным платежам) и пеням в сумме 4 855 262,43 руб. за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Тогда же, в июне 2003 года налоговая инспекция в соответствии со статьей 78 НК РФ приняла решение от 10.06.2003 N 89 (л.д. 35, т. 1) о зачете имеющейся у Общества переплаты налога на прибыль, налога на содержание жилищного фонда и налога на добавленную стоимость в общей сумме 11 056 415,67 руб. в счет погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль и пеням, а также пеням по налогу на добавленную стоимость.
Общество, считая требование налогового органа от 30.05.2003 N 77 незаконным, обжаловало его в арбитражном суде. Решением Арбитражного суда Мурманской области от 28.10.2004 по делу N А42-4229/03-12, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 25.03.2005, в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.07.2005 судебные акты по делу N А42-4229/03-12 отмены. Суд кассационной инстанции признал требование налогового органа от 30.05.2003 N 77 недействительным как выставленное повторно. Суд установил, что налоговая инспекция в 2001-2002 годах уже направляла Обществу требования об уплате задолженности, включенной в требование от 30.05.2003 N 77, а также выносила решения об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах Общества в банках. Кроме того, налоговым органом по решению от 17.09.2002 N 112 был проведен зачет излишне уплаченной Обществом суммы налогов в счет недоимки по налогам (обязательным платежам) и пеням. Решением Арбитражного суда Мурманской области от 02.04.2003 по делу N А42-9864/02-17 действия налоговой инспекции по проведению этого зачета признаны незаконными.
После вступления в силу решения суда по делу N А42-9864/02-17 о признании незаконным проведение инспекцией в сентябре 2002 года зачета, налоговый орган направил налогоплательщику требование от 30.05.2003 N 77.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа признал это требование инспекции недействительным.
Общество, считая незаконным последующее проведение налоговым органом зачета (по решению от 10.06.2003 N 89) имевшейся суммы переплаты в счет погашения задолженности, указанной в требовании N 77, и расценивая зачет как принудительное взыскание налоговым органом задолженности, обратилось в суд. В поданном в суд заявлении Общество просило обязать налоговый орган возвратить 11056 415,67 руб. излишне взысканных путем проведения зачета налогов (обязательных платежей) и пеней с начисленными на основании статьи 79 НК РФ на эту сумму процентами.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив отсутствие у налогоплательщика указанной в требовании 30.05.2003 N 77 задолженности по налогам (обязательным платежам) и пеням, в счет погашения которой налоговый орган направил имеющуюся у Общества переплату по налогам, а также недоказанность инспекцией наличия у налогоплательщика задолженности по налогам (сборам) и пеням на дату подачи в налоговый орган заявления о возврате, удовлетворили требования заявителя.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что обязанность по уплате налога считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Реализация этого права налогоплательщика в силу пункта 2 статьи 22 НК РФ обеспечена соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Как указано в пункте 1 статьи 32 НК РФ, налоговые органы обязаны контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Судами установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом, что у Общества имелась сумма излишне уплаченных налогов.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном положениями этой статьи.
В пункте 5 статьи 78 НК РФ налоговым органам предоставлено право, самостоятельно произвести зачет излишне уплаченных налогов в случае наличия у налогоплательщика недоимки по тому же налогу или другим налогам, направляемым в тот же бюджет.
Исходя из положений статьи 11 НК РФ, недоимкой признается неисполненная налогоплательщиком в установленный срок обязанность по уплате налога и пеней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога и пеней является основанием для направления налоговым органом предусмотренного статьей 69 НК РФ требования об их уплате. Требование об уплате налога (пеней) - это направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (недоимки), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Из положений статей 69, 70, 46-47, 76 НК РФ следует, что требование налогового органа об уплате налога является мерой государственного принуждения, которая, с в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения, такими как обращение взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, приостановление операций по счетам в банке.
То есть выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление налогоплательщиком денежных средств в его исполнение (в том числе путем проведения налоговым органом зачета имеющейся у налогоплательщика переплаты по налогам) не может рассматриваться как добровольное исполнение обязанностей по уплате налога и пеней. Поэтому под взысканной суммой налога (пеней) следует понимать сумму, в отношении которой налоговым органом применены меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога (пеней).
В рассматриваемом случае судами установлено, что налоговая инспекция направила Обществу требование от 30.05.2003 N 77 об уплате задолженности по налогам и обязательным платежам в общей сумме 6 265 366,43 руб. и пеней в размере 8 798 709,69 руб. В связи с неисполнением налогоплательщиком требования в установленный срок налоговый орган принял решение от 10.06.2003 N 89 о зачете имеющейся у Общества излишне уплаченной суммы налога на прибыль, налога на содержание жилищного фонда и налога на добавленную стоимость в размере 11 056 415,67 руб. в счет погашения задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль и пеням, а также по пеням по налогу на добавленную стоимость.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.07.2005 по делу N А42-4229/03-12 требование налогового органа от 30.05.2003 N 77 признано недействительным.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 27.12.2005 N 503-О, положения абзаца первого пункта 4 статьи 79 НК РФ предполагают обязанность налоговых органов осуществить возврат сумм налога, перечисленных налогоплательщиком в бюджет на основании требования об уплате налога, признанного впоследствии незаконным (недействительным), с начисленными на них процентами.
Признание недействительным требования налогового органа об уплате недоимки по налогам (обязательным платежам) и задолженности по пеням, в счет погашения которой налоговый орган направил имевшуюся у Общества сумму переплаты налогов, свидетельствует о незаконности проведенного инспекцией зачета по решению от 10.06.2003 N 89. Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности налоговым органом наличия у Общества задолженности по налогам (обязательным платежам) и пеней в сумме 11 056 415,67 руб.: инспекция не представила документы, бесспорно подтверждающие наличие у Общества спорной суммы задолженности. Вывод судов соответствует имеющимся в деле доказательствам (в том числе л.д. 60-83, т. 1). Суды при рассмотрении дела неоднократно предлагали налоговой инспекции представить документы, на основании которых у Общества возникла обязанность по уплате налогов (обязательных платежей) и пеней, вошедших в спорную сумму задолженности, однако такие документы инспекция не представила.
Кассационная инстанция считает, что поскольку налоговый орган не доказал наличие у Общества задолженности по налогам (обязательным платежам) и пеням, спорная сумма, зачтенная инспекцией по решению от 10.06.2003 N 89, обоснованно признана судами излишне взысканной и подлежащей возврату налогоплательщику на основании статьи 79 НК РФ.
Статьей 79 НК РФ предусмотрено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.
Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. Указанные положения применяются и в отношении пеней.
В статье 79 НК РФ также установлено, что в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).
Суды первой и апелляционной инстанции, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами документы, признали недоказанным наличие у Общества на дату подачи заявления о возврате излишне взысканных сумм налогов (обязательных платежей) и пеней (26.01.2006) недоимки по дополнительным платежам по налогу на прибыль, зачисляемым в федеральный и территориальный бюджет.
Вывод судов подтвержден материалами дела, и кассационная инстанция не находит правовых оснований для его переоценки с учетом положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает законным и обоснованным решение судов в части возложения на налоговую инспекцию обязанности возвратить налогоплательщику из бюджета по правилам статьи 79 НК РФ 11 056 415,67 руб. излишне взысканных налогов (обязательных платежей) и пеней с начисленными на эту сумму процентами по день фактического возврата.
Правовые основания для отмены в этой части решения и постановления судов и удовлетворения жалобы налоговой инспекции отсутствуют.
В то же время кассационная инстанция считает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции, изложенный в мотивировочной части постановления, о наличии у налоговой инспекции обязанности возвратить Обществу сумму излишне взысканного налога с момента подачи им соответствующего заявления, то есть с 26.01.2006, с начислением процентов с этой же даты, а не с даты, указанной налогоплательщиком в расчете суммы процентов, - 11.06.2003.
Как указано в пункте 4 статьи 79 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2006 году), сумма излишне взысканных налога и пеней возвращается с начисленными на эту сумму процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.
Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Исходя из нормы, закрепленной в абзаце втором пункта 4 статьи 79 НК РФ, кассационная инстанция считает законным и обоснованным довод Общества о наличии у него права на получение процентов, начисленных на спорную сумму, с 11.06.2003, то есть со дня, следующего за днем проведения налоговой инспекцией зачета, оформленного решением от 10.06.2003 N 89.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции от 23.03.2007 следует изменить. Из мотивировочной части постановления подлежит исключению вывод о начислении процентов на сумму излишне взысканного налога с момента подачи заявления о возврате налога - 26.01.2006 (абзац десятый листа 8 постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2007).
В остальной части решение, и постановление судов являются законными и обоснованными.
Общество при подаче кассационной жалобы уплатило 1000 руб. государственной пошлины. В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с налогового органа в пользу Общества подлежит взысканию 1000 руб. судебных расходов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктами 1 и 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
кассационную жалобу открытого акционерного общества "Горно-металлургический комбинат "Печенганикель" удовлетворить.
Исключить из мотивировочной части постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2007 по делу N А42-4068/2006 вывод о начислении процентов на сумму излишне взысканного налога с момента подачи заявления о возврате налога - 26.01.2006 (абзац десятый листа 8 постановления).
В остальной части решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.11.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2007 по делу N А42-4068/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области - без удовлетворения.
Взыскать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области в пользу открытого акционерного общества "Горно-металлургический комбинат "Печенганикель" 1000 руб. судебных расходов.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
А.В. Асмыкович
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июля 2007 г. N А42-4068/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника