Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 июля 2007 г. N А56-12722/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 декабря 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М.,
судей Власовой М.Г., Нефедовой О.Ю.,
при участии от ООО "Риваль" директора Мотылевой В.В. (паспорт 40 02 770806), от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Санкт-Петербургу Ягубкиной О.В. (доверенность от 10.01.2007),
рассмотрев 03.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2006 (судья Алешкевич О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2007 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Горбачева О.В.) по делу N А56-12722/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Риваль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 15.02.2006 N 05-05/01014 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 06.12.2006, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2007, заявление удовлетворено, постановление Инспекции от 15.02.2006 N 05-05/01014 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение, по ее мнению, судом норм материального и процессуального права и несоответствие содержащихся в решении и постановлении выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 06.12.2006 и постановление от 21.03.2007 отменить.
По мнению подателя кассационной жалобы, материалами дела подтверждается факт неоприходования денежной наличности в кассу Общества, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, ссылаясь на ее необоснованность, просит решение и постановление оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а директор Общества возразил против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, сотрудником Инспекции Кульбацкой Ю.В. 03.02.2006 на основании поручения от 23.01.2006 N 31 проведена проверка соблюдения Обществом условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций за период с 23.11.2005 по 23.01.2006, в ходе которой установлено и отражено в акте от 03.02.2006 N 17 (л.д. 20) неоприходование денежной наличности в кассу Общества за проверяемый период в сумме 1 894,50 руб. Проверив показания контрольной ленты контрольно-кассовой машины (далее - ККМ) общества за 29.12.2005, приходно-кассовые документы Общества за эту дату Инспекция установила, что денежные средства в сумме 1 894 руб. 50 коп. не отражены в кассовой книге и журнале кассира - операциониста.
Инспекцией 03.02.2006 составлен протокол об административном правонарушении N 14, а 15.02.2006 вынесено постановление N 05-05/01014 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Считая постановление от 15.02.2006 N 05-05/01014 незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
При этом под неоприходованием денежной выручки следует понимать часть наличных денежных средств, не учтенных и не поступивших в кассу, то есть сокрытых от налогообложения.
Пунктом 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40 (далее - Порядок) предусмотрено, что для осуществления денежных расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Согласно пункту 22 Порядка все поступления и выдачу наличных денег учитывают в кассовой книге.
Для установления факта неоприходования наличных денежных средств необходимо установить разницу между показателями контрольно-кассовой техники и кассовой книги предприятия.
Однако при проверке таких расхождений не установлено, поскольку из данных кассовой книги Общества за 29.12.2005 следует, что выручка за этот день составила 765 руб. На эту же сумму составлен приходно-кассовый ордер N 2678. Актом проверки от 03.02.2006 установлено, что в показаниях контрольной ленты ККМ Общества также отражена сумма 765 руб.
В соответствии с частью 4 статьи 120 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что Инспекция не доказала наличие события административного правонарушения, которое является обстоятельством, подлежащим доказыванию в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении.
С учетом положений статей 26.2 и 26.4 КоАП РФ заключению экспертизы судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.
При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии в данном случае состава административного правонарушения кассационная инстанция считает правильным и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.12.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2007 по делу N А56-12722/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
О.Ю. Нефедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июля 2007 г. N А56-12722/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника