Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 июля 2007 г. N А13-6876/2006-20
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирилловой И.И., Тарасюка И.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Вытегорская автоколонна N 1357" директора Горбунова А.Н.,
рассмотрев 10.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.01.2007 по делу N А13-6876/2006-20 (судья Шадрина А.Н.),
установил:
Государственное предприятие Вологодской области "Вытегорская автоколонна N 1357" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации Вытегорского муниципального района (далее - Администрация) о взыскании 449 664, 55 руб. расходов, возникших в результате предоставления льгот на проезд в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ). Предприятие также просит взыскать с Администрации пени в размере 129 098, 69 руб.
Определением от 31.08.2006 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов).
В судебном заседании истец уменьшил исковые требования на 83 000 руб. с учетом погашения части долга, что подтверждается платежным поручением от 07.11.2006 N 631, и просил взыскать 366 664 руб. 55 коп. расходов, а также отказался от пени в размере 129 098 руб. 69 коп.
Решением от 22.01.2007 исковые требования Предприятия удовлетворены, с Российской Федерации за счет средств ее казны взыскано 335 511 руб. 04 коп., с Вологодской области - 31 153 руб. 51 коп. расходов в связи с предоставлением льгот. В части взыскания 129 098 руб. 69 коп. пени производство по делу прекращено. В иске к Администрации отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение как принятое с нарушением норм процессуального права и отказать Предприятию в удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, решение подлежит отмене, поскольку суд не привлек к участию в деле главного распорядителя бюджетных средств в лице Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Минфин РФ указывает, что суд не исследовал вопрос о наличии улица лицензии на осуществление перевозок.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
До рассмотрения кассационной жалобы истец заявил ходатайство о проведении процессуального правопреемства и замене Предприятия на открытое акционерное общество "Вытегорская автоколонна N 1357" (далее - Общество). Кассационная инстанция считает данное ходатайство подлежащим удовлетворению.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество в 2004 году предоставляло льготы по оплате проезда в общественном транспорте на городских и внутрирайонных маршрутах Вытегорского района Вологодской области отдельным категориям граждан в соответствии с Законом N 181-ФЗ.
В результате предоставления льгот у Общества возникли расходы, невозмещение которых в полном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суд пришел к выводу, что расходы истца подлежат частичному возмещению за счет средств казны Вологодской области, так у Вологодской области остались выделенные ей средства на реализацию Закона N 181-ФЗ, а в оставшейся части - за счет средств казны Российской Федерации.
Кассационная инстанция, проверив законность обжалуемого судебного акта, пришла к следующим выводам.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Статьей 4 Закона N 181-ФЗ (в редакции от 23.10.2003) предусмотрено, что установление федеральных льгот инвалидам относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
Согласно статье 30 Закона N 181-ФЗ в редакции от 23.10.2003 дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Порядок). Этот Порядок действовал и в 2004 году (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.
Согласно пункту 9 Порядка расходование предоставленных субсидий и субвенций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Во исполнение Закона N 181-ФЗ между Администрацией и Обществом заключен договор от 20.12.2003, согласно которому исполнитель (Общество) обязуется обслуживать лиц, имеющих право на льготы по оплате проезда согласно Закону N 181-ФЗ, а заказчик (Администрация) обязуется финансировать расходы, связанные с предоставлением льгот.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение факта предоставления льгот Общество предоставило копии счетов-фактур, сводные ведомости выпадающих доходов от льготного проезда по внутрирайонным междугородним маршрутам и пригородным маршрутам с указанием сумм расходов и количества пассажиров, акт сверки задолженности.
Вместе с тем в нарушение пункта 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации представленные копии счетов-фактур не подписаны руководителем и главным бухгалтером организации или иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
В силу части 8 статьи 75 АПК РФ письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. В нарушение названной нормы представленные копии счетов-фактур не заверены надлежащим образом.
Вместе с тем в материалах дела отсутствует расчет заявленной к возмещению задолженности, из которого можно установить, как она образовалась, первичные документы, подтверждающие право на льготы, а также лицензия на осуществление данного вида деятельности, на что ссылается в кассационной жалобе заявитель.
Ввиду изложенного, решение подлежит отмене как несоответствующее фактическим обстоятельствам дела, поскольку истец не представил доказательств, подтверждающих факт и размер заявленных к возмещению расходов.
Довод подателя жалобы о том, что решение подлежит отмене, поскольку суд не привлек к участию в деле Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, кассационная инстанция считает ошибочным. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. Указанные требования удовлетворяются за счет средств казны соответствующего публично-правового образования. Главным распорядителем средств федерального бюджета является Министерство финансов Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
произвести процессуальное правопреемство: заменить государственное предприятие Вологодской области "Вытегорская автоколонна N 1357" на открытое акционерное общество "Вытегорская автоколонна N 1357".
решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.01.2007 по делу N А13-6876/2006-20 отменить.
В иске отказать.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.И. Кириллова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 2007 г. N А13-6876/2006-20
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника