Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 июля 2007 г. N А52-358/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Боглачевой Е.В., Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 11.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 21.03.2007 по делу N А52-358/2007 (судья Орлов В.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Венжел" (далее ООО "Венжел", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области (далее - инспекция) - неначисления 30 511 руб. 85 коп. процентов за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за май 2006 года и обязании инспекции возместить указанную сумму процентов.
Решением суда от 21.03.2007 требования ООО "Венжел" удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить принятый по делу судебный акт. Инспекция считает, что оснований для начисления процентов не имеется, так как решение об отказе обществу в возмещении НДС принято и ему направлено с соблюдением сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Кроме того, по мнению инспекции, из положений пункта 4 статьи 176 НК РФ не следует, что при нарушении установленных данной нормы сроков начисление процентов должно производиться налоговым органом.
Общество и инспекция надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 09.06.2006 и 04.08.2006 общество представило в инспекцию соответственно первичную и уточненную декларации по НДС по ставке 0 процентов за май 2006 года.
В уточненной декларации ООО "Венжел" заявило к возмещению 1 143 188 руб. налога. В заявлении, полученном инспекцией 14.06.2006, общество просило вернуть подлежащую возмещению сумму налога на его расчетный счет.
По результатам камеральной налоговой проверки деклараций общества инспекция приняла решение от 08.09.2006 N 16-02/3267 об отказе ему в возмещении 900 719 руб. НДС.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 24.10.2006 по делу N А52-3453/2006/2, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, решение инспекции от 08.09.2006 N 16-02/3267 признано недействительным.
На основании решения инспекции от 17.01.2007 N 72 Управление Федерального казначейства по Псковской области произвело возврат ООО "Венжел" 900 719 руб. НДС платежным поручением от 17.01.2007 N 140, исполненным 22.01.2007.
Поскольку указанная сумма налога была возвращена без начисления процентов за нарушение сроков ее возврата, общество обжаловало бездействие инспекции (неначисление процентов), в арбитражный суд.
Суд признал требования общества правомерными. При этом суд отклонил довод инспекции об отсутствии оснований для начисления процентов, так как решение об отказе обществу в возмещении НДС принято и ему направлено своевременно. Суд указал на то, что пунктом 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено начисление процентов за нарушение сроков возврата налога.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговая ставка 0 процентов по НДС применена ООО "Венжел" в отношении операций реализации товаров в Республику Беларусь.
Статьей 176 НК РФ установлен порядок возмещения НДС.
При этом пунктом 4 статьи 176 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2004 N 183-ФЗ) установлено, что возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам, в отношении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, и работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией этих товаров, производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Не позднее указанного срока налоговый орган принимает решение о возврате сумм налога из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
При этом возврат налога производится по заявлению налогоплательщика при отсутствии у него недоимки и пеней по налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат.
В случае нарушения сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии со статьей 176 НК РФ проценты начисляются на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда эта сумма должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о ее возврате. Причем если заявление подано в трехмесячный период проведения камеральной налоговой проверки, период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата, установленных названной статьей (три месяца плюс восемь дней плюс две недели).
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ проценты начисляются в случае несвоевременного возврата налоговым органом сумм НДС налогоплательщику.
В данном случае заявление о возврате НДС ООО "Венжел" представило в инспекцию в период проведения камеральной проверки его декларации.
Признание вступившими в законную силу судебными актами по делу No A52-3453/2006/2 Арбитражного суда Псковской области недействительным решения инспекция от 08.09.2006 N 16-02/3267 об отказе обществу в возмещение НДС означает что в установленный пунктом 4 статьи 176 НК РФ срок налоговым органом не было принято надлежащее решение о возврате ООО "Венжел" сумм НЛС.
Согласно представленному обществом в дело расчету процентов (лист дела 40) не оспариваемому инспекцией, в случае своевременного принятия налоговым органом решения о возврате НДС, сумма налога подлежала возврату до 02.10.2006. Однако решение о возврате ООО "Венжел" 900 719 руб. НДС принято инспекцией и направлено в Управление Федерального казначейства по Псковской области 17.01.2007, денежные средства поступили на расчетный счет общества 22.01.2007.
Таким образом, возврат обществу НДС произведен с нарушением сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, и в силу данной нормы должен был быть осуществлен с начислением на подлежащую возврату сумму налога процентов.
Довод инспекции о том, что из пункта 4 статьи 176 НК РФ не следует, что обязанность по начислению процентов возлагается на налоговый орган, является несостоятельным, поскольку обязанность по своевременному возврату налогоплательщикам сумм НДС, подлежащих возмещению, возложена на налоговые органы.
Законодательство Российской Федерации в области налогов и сборов нацелено на установление баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и увязывает выплату процентов за просрочку возврата сумм НДС с незаконными задержками со стороны налоговых органов выплат этих сумм.
Указанные проценты направлены на компенсацию материальных и нематериальных потерь налогоплательщика от ненадлежащего выполнения налоговыми органами возложенных на них обязанностей.
Таким образом, суд правомерно признал бездействие инспекции, выразившееся в неначислении процентов за нарушение сроков возврата обществу НДС за май 2006 года, незаконным.
Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, основании для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 21.03.2007 по делу N А52-358/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Псковской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2007 г. N А52-358/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника