Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 5 июля 2007 г. N А56-19053/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 мая 2007 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 декабря 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Нефедовой О.Ю. и Шпачевой Т.В.,
при участии от ООО "Лебедушка" генерального директора Салманова А.В. (решение учредителя от 09.12.2004 N 1), от ГУ "Санкт-Петербургская городская станция по борьбе с болезнями животных" Коломенского И.Н. (доверенность от 27.02.2007) и Тихомирова В.Г. (доверенность от 24.01.2007),
рассмотрев 05.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лебедушка" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2007 по делу N А56-19053/2006 (судьи Савицкая И.Г., Борисова Г.В., Гафиатуллина Т.С.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лебедушка" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением и с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований, просило признать незаконными действия Государственного учреждения "Санкт-Петербургская городская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - Учреждение) по отказу в выдаче заявителю на безвозмездной основе ветеринарного сопроводительного документа - ветеринарной справки формы N 4 и обязать Учреждение устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением от 04.12.2006 (судья Ульянова М.Н.) требования Общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2007 решение от 04.12.2006 отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на недостаточное, по его мнению, выяснение судом обстоятельств дела и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 20.03.2007, решение от 04.12.2006 оставить без изменения.
В обоснование жалобы ее податель указал на следующее:
- требование Учреждения о заключении с ним Обществом договора до оформления ветеринарной справки формы N 4 является незаконным, так как отношения названных лиц носят публично-правовой, а не гражданско-правовой характер;
- выдача ветеринарных сопроводительных документов является одной из составляющих государственного ветеринарного надзора, а потому взимание платы за нее является неправомерным;
- "Правила оказания платных ветеринарных услуг", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898 (далее - Правила оказания платных ветеринарных услуг), на которые сослался апелляционный суд, не подлежат применению, так как в силу пунктов 1 и 3 названного нормативно-правового акта его действие не распространяется на юридических лиц и на проведение лечебно-профилактических мероприятий при профилактике, диагностике и ликвидации болезней, особо опасных для человека и животных, а также при осуществлении государственного ветеринарного надзора.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение, ссылаясь на ее необоснованность, просит постановление апелляционного суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, представители Учреждения возразили против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с хранением; транспортировкой и реализацией сухих промышленно приготовленных кормов для непродуктивных животных.
Для осуществления перевозки пяти мешков сухого корма для кошек "Катинка" весом по 20 кг каждый Общество обратилось в ветеринарную станцию Калининского района Санкт-Петербурга Учреждения (далее - Ветеринарная станция) с заявлением от 20.02.2006 N 01/02/УВ-КАЛ о проведении необходимых мероприятий по оформлению ветеринарной справки формы N 4 и выдаче на безвозмездной основе ветеринарного сопроводительного документа к товарной накладной от 20.02.2006 N 3.
В связи с неполучением ответа, Общество 06.03.2006 повторно обратилось в Ветеринарную станцию с заявлением от 06.03.2006 N 01/03/УВ-КАЛ.
На данные обращения Учреждением направлено Обществу письмо от 14.03.2006 N 377/09, в котором разъяснено, что выдача ветеринарных сопроводительных документов является платной услугой, оказываемой на договорной основе.
Считая отказ Учреждения в выдаче ветеринарного сопроводительного документа - ветеринарной справки формы N 4 на безвозмездной основе незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, ссылаясь на установленный положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон N 134-ФЗ) запрет на взимание органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, признал требования заявителя обоснованными.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, счел, что оказание на платной основе такой услуги как выдача ветеринарного свидетельства, не может быть отнесена к государственному контролю (надзору).
Суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены обжалуемого постановления апелляционного суда от 20.03.2007 отсутствуют в связи со следующим.
Статьей 4 Закона N 134-ФЗ, регулирующего отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля (надзора), предусмотрена недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.
При этом положения статей 1 и 2 Закона N 134-ФЗ раскрывают содержание таких понятий как "государственный контроль" и "мероприятие по контролю".
Так, государственный контроль (надзор) осуществляется в виде проведения проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Мероприятиями по контролю является совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытании) экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
По смыслу положений, закрепленных в статье 7 Закона N 134-ФЗ, мероприятия по контролю (плановые и внеплановые) проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) одними из основных задач ветеринарии в Российской Федерации являются:
- контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими, лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства - владельцами животных и продуктов животноводства ветеринарного законодательства Российской Федерации;
- осуществление государственного ветеринарного надзора. Согласно статье 8 Закона о ветеринарии под государственным ветеринарным надзором понимается деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Государственный ветеринарный надзор направлен на:
выявление и установление причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных;
организацию противоэпизоотических мероприятий, включая мероприятия по предупреждению и ликвидации очагов болезней, общих для человека и животных, мероприятий по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств и надзор за их выполнением;
разработку ветеринарных правил, других нормативных актов, обязательных для выполнения при ведении животноводства, содержании животных, производстве, хранении, перевозке и реализации продуктов животноводства;
надзор за проведением организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдение ими действующих ветеринарных норм и правил;
надзор за производством и применением в ветеринарии биологических химических и других лекарственных средств для животных, осуществление специальных мероприятий по защите животных от поражающего воздействия экстремальных факторов, природных и техногенных катастроф;
применение мер, направленных на пресечение нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.
Государственный ветеринарный надзор осуществляется должностными лицами, указанными в пункте 3 статьи 5 Закона о ветеринарии, а также другими лицами в порядке, определяемом положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 4 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706 (далее - Положение о государственном ветеринарном надзоре) в соответствии со статьей 8 Закона о ветеринарии, должностные лица Государственной ветеринарной службы Российской Федерации осуществляют в пределах обслуживаемой территории государственный ветеринарный надзор за соблюдением ветеринарных правил при производстве, заготовках, хранении, перевозках и реализации продуктов и сырья животного происхождения.
Основным содержанием государственного ветеринарного надзора является профилактика заразных и массовых незаразных болезней животных и обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарном отношении путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства (пункт 5 Положение о государственном ветеринарном надзоре).
Из вышеуказанных норм следует, что деятельность уполномоченных должностных лиц (государственных ветеринарных инспекторов) государственных органов в сфере ветеринарии по осуществлению государственного ветеринарного контроля (надзора) не может осуществляться за плату.
Как следует из устава Учреждения (л.д. 33-42, т. 1), последнее является государственным учреждением, входящим в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, однако не относится к числу исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, наделенным полномочиями по осуществлению государственного ветеринарного надзора.
Предусмотренные пунктом 2.2 устава виды деятельности Учреждения, включающие в себя в том числе и проведение оценки соответствия и осуществление документального удостоверения сырья и продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг установленным требованиям, положениям стандартов в области ветеринарии или условиям договоров, также не относятся к деятельности по государственному ветеринарному надзору.
Указанная деятельность соответствовала Инструкции о порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 12.04.1997 N 13-7-2/871 и утратившей силу 04.01.2007, пунктом 2 которой была предусмотрена выдача по формам согласно Приложениям N 1 - 9 ветеринарных сопроводительных документов на такие подконтрольные госветнадзору грузы, как корма для животных, транспортировка которых возможна только при наличии ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза и места его выхода и выдаваемых.
В соответствии с пунктом 3 названной инструкции была предусмотрена выдача ветеринарных справок формы 4 ветеринарными специалистами государственных и производственных ветеринарных служб, но не государственными ветеринарными инспекторами.
Поскольку услуги по выдаче на основании обращений юридических и физических лиц ветеринарных сопроводительных документов не относятся к мероприятиям по ветеринарному контролю (надзору), то они могут быть осуществлены на платной основе.
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" работа по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате заявителем.
Перечнем платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями Государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 20.01.1992 N 2-27-145 и согласованным с Министерством экономики и финансов Российской Федерации 28.01.1992 N 5-ф, определены ветеринарные услуги, выполняемые за счет средств бюджета и платные ветеринарные услуги, оказываемые продуктивным и непродуктивным животным в хозяйствах и предприятиях независимо от подчиненности и форм собственности. К платным ветеринарным услугам, в частности, отнесена выдача ветеринарных документов (ветсвидетельств, справок, паспортов и регистрационных удостоверений).
В связи с принятием Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898 в соответствии с Законом о ветеринарии разработаны и утверждены Правила оказания платных ветеринарных услуг, которые определяют порядок и условия предоставления платных ветеринарных услуг владельцам (физическим лицам) животных, продуктов животноводства и других видов продукции, подконтрольной ветеринарной службе.
Так, к платным ветеринарным услугам, в частности, относится оформление и выдача ветеринарных документов: ветеринарных проходных свидетельств, сертификатов, справок, паспортов, регистрационных удостоверений и др. (пункт 2 Правил оказания платных ветеринарных услуг).
Платные ветеринарные услуги оказываются исполнителем, в том числе, на основе заключения договора (пункт 10 Правил оказания платных ветеринарных услуг).
Поскольку из вышеуказанного следует, что выдача Учреждением ветеринарных справок формы 4 не относится к мероприятиям по государственному ветеринарному контролю (надзору) и осуществляется на платной основе заявителями (физическими и юридическими лицами), то суд апелляционной инстанции правомерно решение суда первой инстанции отменил, а заявление Общества отклонил.
Ввиду того, что обжалуемое постановление принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2007 по делу N А56-19053/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лебедушка" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Афанасьев |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июля 2007 г. N А56-19053/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника