Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 июля 2007 г. N А56-39563/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Дмитриева В.В., Клириковой Т.В.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области Занько Ю.М. (доверенность от 29.12.2006 N 51719),
рассмотрев 18.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2007 (судья Цурбина С.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2007 (судьи Протас Н.И., Загараева Л.П., Петренко Т.И.) по делу N А56-39563/2006,
установил:
Открытое акционерное общество "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II" (далее - ОАО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II", общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 20.07.2006 N 13-24/3/28754 в части отказа в возмещении 15 786 037 руб. налога на добавленную стоимость за март 2006 года.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2007, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами положений статьи 3 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ и о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"). По мнению подателя жалобы, ОАО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II" неправомерно предъявило в рассматриваемом налоговом периоде к возмещению налоговый вычет в размере 1/12 суммы налога на добавленную стоимость по строительству 3-го пускового комплекса, поскольку вышеуказанная статья предусматривает наличие пакета документов в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) того же налогового периода, что и налоговые вычеты по строительству.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, общество представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за март 2006 года по реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, согласно которой к возмещению из бюджета заявлен налог на добавленную стоимость в сумме 59 580 323 руб., в том числе, 43 794 286 руб. налоговых вычетов при реализации услуг по сопровождению. транспортировке. погрузке и перегрузке экспортированных за пределы Российской Федерации товаров (работ, услуг), и 15 786 037 руб. налоговых вычетов при осуществлении капитального строительства нефтеналивного терминала (1/12 3-го пускового комплекса). Вместе с декларацией налогоплательщик представил пакет документов, предусмотренный статьей 165 НК РФ.
Налоговый орган провел камеральную проверку декларации и представленных документов, по результатам которой принял решение от 20.07.2006 N 13-24/3/28754 о правомерном применение налоговой ставки 0 процентов ко всей заявленной сумме выручки (180 936 479 руб.), возместил ОАО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II" 43 794 286 руб. налога на добавленную стоимость и отказал в возмещении 15 786 037 руб. налога.
В обоснование принятого решения налоговый орган указал на неправомерное предъявление к возмещению обществом в рассматриваемом налоговом периоде налогового вычета в размере 1/12 суммы налога на добавленную стоимость по строительству 3-го пускового комплекса, поскольку статья 3 Закона N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ и о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" предусматривает наличие пакета документов в соответствии со статьей 165 НК РФ, относящегося к тому же налоговому периоду, что и налоговые вычеты по строительству.
Суды первой и апелляционной инстанций, признавая решение налоговой инспекции в этой части недействительным, обоснованно пришли к выводу, что налоговый вычет заявлен обществом правомерно.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по налоговой ставке 0 процентов производится при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, а согласно подпункту 2 названной нормы - работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Порядок подтверждения права на получение возмещения установлен статьей 165 НК РФ, в которой приведен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. В пунктах 1 и 4 названной нормы перечислены документы, которые налогоплательщик должен представить в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Право налогоплательщика на применение налоговых вычетов и порядок реализации этого права предусмотрены в статьях 171 - 172 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2006) вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ.
На основании пункта 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
Порядок принятия налогоплательщиком к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства, установлен статьей 3 Закона N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
Пунктами 1, 2 статьи 3 вышеназванного Закона установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства, которые не были приняты к вычету до 01.01.2006, подлежат вычету по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства, используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, или вычету при реализации объекта незавершенного капитального строительства в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 28.02.2006 N 28-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" в статью 3 Закона N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства о налогах и сборах" внесены изменения, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2006.
В соответствии с данными изменениями, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику с 1 января 2005 года до 1 января 2006 года подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) и уплаченные им при проведении капитального строительства и не принятые к вычету в установленном порядке, подлежат вычетам в течение 2006 года равными долями по налоговым периодам. При этом в случае принятия объекта завершенного капитального строительства на учет в 2006 году или при реализации в 2006 году объекта незавершенного капитального строительства уплаченные суммы налога на добавленную стоимость, не принятые ранее к вычету в порядке, установленном настоящей частью, подлежат вычетам по мере принятия на учет объекта завершенного капитального строительства или при реализации объекта незавершенного капитального строительства (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 28.02.2006 N 28-ФЗ).
Судами установлено соблюдение ОАО "РПК-Высоцк "ЛУКОЙЛ-II" при заявлении налогового вычета условий, установленных статьями 171, 172 НК РФ (в материалах дела имеются копии счетов-фактур, книги покупок, которые были надлежаще исследованы и оценены судами), а также направленность капитального строительства в целом на использование его результатов для операций, признаваемых объектами налогообложения. Выводы судов подтверждаются материалами дела.
Суды, правильно применив положения приведенных выше норм, также обоснованно указали на то, что до момента подтверждения такой направленности законодателем презюмируется добросовестность налогоплательщика в отношении утверждения о направленности производимых им расходов на осуществление операций, признаваемых объектами налогообложения, в силу чего налогоплательщик получает право на вычет до завершения капитального строительства, либо продажи объекта незавершенного строительства.
Налоговая инспекция не представила доказательств обратного.
При таких обстоятельствах следует признать, что заявитель, с учетом изменений, внесенных указанными выше Федеральными законами, положения которых подлежат применению с 01.01.2006, правомерно применил налоговые вычеты в размере 1/12 соответствующих сумм, начиная с первого налогового периода, представив в налоговый орган доказательства соблюдения им требований статьи 172 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции. В силу пункта 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта.
Кассационной инстанцией по настоящему делу не установлено неправильного применения судом норм материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы налоговой инспекции не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2007 по делу N А56-39563/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Т.В. Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июля 2007 г. N А56-39563/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника