Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 июля 2007 г. N А21-759/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Бухарцева С.Н., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Конный завод "Фридланд Тракенен" Филоненко Т.М. (доверенность от 29.01.07),
рассмотрев 19.07.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.03.07 по делу N А21-759/2007 (судья Шкутко О.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Конный завод "Фридланд Тракенен" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области (далее - Инспекция), выразившихся в отказе произвести зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 23 265,84 руб. и на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 1633,42 руб., ошибочно уплаченных 15.02.06 по коду ОКАТО Управления Пенсионного фонда в Гурьевском районе Калининградской области (27209501000), в счет соответствующих текущих взносов, подлежащих зачислению на счет Управления (межрайонного) Пенсионного фонд Российской Федерации в Гвардейском районе Калининградской области (код ОКАТО Правдинского района Калининградской области 27233501000).
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гурьевском районе Калининградской области (далее - Управление ПФ в Гурьевском районе) и Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гвардейском районе Калининградской области (далее - Управление ПФ в Гвардейском районе).
Решением от 26.03.07 суд удовлетворил заявленные требования, указав на то, что именно Инспекция как администратор поступлений страховых взносов обязана произвести их зачет (переучет) между соответствующими территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, положения пункта 7 статьи 45 и статей 78-79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не могут применяться при осуществлении зачета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, так как "отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж". При этом налоговый орган полагает, что действующим законодательством, в том числе Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), не предусмотрены правовые основания для зачета страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии; не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов, и порядок его проведения.
Лица, участвующие в деле, в установленном порядке извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако представители Инспекции и 3-х лиц в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела Общество, являясь в соответствии со статьей 6 Закона N 167-ФЗ страхователем по обязательному пенсионному страхованию, зарегистрировано в Управлении ПФ в Гвардейском районе (учет по группе персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами Правдинского района). Однако платежными поручениями от 15.02.06 N 8 и N 9 (листы дела 10-11) заявитель перечислил соответственно 23 265,84 руб. и 1633,42 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, ошибочно указав в платежных поручениях ОКАТО Управления ПФ в Гурьевском районе - 27209501000.
В связи с этим 07.07.06 и 25.12.06 страхователь обратился в Инспекцию с заявлениями (листы дела 8, 14-15) о зачете указанных сумм взносов, ошибочно поступивших в Управление ПФ в Гурьевском районе, а подлежащих зачислению в Управление ПФ в Гвардейском районе (ОКАТО 27233501000).
Письмами от 07.07.06 N 780, от 12.01.07 N 1523 и N 1524 (листы дела 9, 16-17) налоговый орган отказал Обществу в зачете ошибочно уплаченных сумм со ссылкой на то, что "не определен орган, производящий зачет/возврат страховых взносов".
Кассационная коллегия считает, что отказ налогового органа в зачете оспариваемых сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование правомерно признан в судебном порядке незаконным.
Согласно статье 3 Закона N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере; эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не соответствуют понятию налога, приведенному в статье 8 НК РФ, более того, указанные взносы носят возмездный характер и подлежат учету на индивидуальном лицевом счете гражданина.
Однако пунктом 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами и в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом согласно статье 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления налоговым органом контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.12.05 N 176-ФЗ) и приложением 11.1 к этому закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей, и на нее как на администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
При этом Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 16.12.04 N 116н, которым утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Пунктом 18 данного Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Из анализа названных норм следует, что именно Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, приняв в порядке статьи 78 НК РФ соответствующее решение.
В ходе судебного разбирательства суд установил, а налоговый орган и 3-й лица не оспаривают факт излишней уплаты Обществом 15.02.06 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в суммах 23 265,84 руб. и 1633,42 руб., которые числятся на учете в Управлении ПФ по Гурьевскому району. Поскольку заявитель состоит на учете в качестве страхователя в Управлении ПФ в Гвардейском районе, указанные суммы следовало перечислить в Пенсионный фонд Российской Федерации с указанием кода ОКАТО 27233501000. При таких обстоятельствах Инспекция, как администратор и контролер названных страховых взносов, обязана в силу статьи 2 Закона N 167-ФЗ и в порядке, установленном статьей 78 НК РФ, произвести зачет излишне уплаченных и принятых на учет Управлением ПФ в Гурьевском районе сумм страховых взносов в счет уплаты текущих платежей по страховым взносам по коду ОКАТО 27233501000 для персонифицированного учета и взаимодействия со страхователем и застрахованными лицами Правдинского района. Учитывая изложенное, кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а принятое по делу решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 102, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.03.07 по делу N А21-759/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2007 г. N А21-759/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника