Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 июля 2007 г. N А56-20539/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Афанасьева С.В. и Марьянковой Н.В.,
при участии от ОАО "РЖД" Митрофановой Н.Ю. (доверенность от 22.12.2006), от ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" Костиной А.В. (доверенность от 09.01.2007),
рассмотрев 04.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2007 по делу N А56-20539/2006 (судьи Медведвева И.Г., Слобожанина В.Б., Черемошкина В.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Морской порт Санкт-Петербург" (далее - Порт) о взыскании на основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав) 15 221 руб. 50 коп. платы за пользование вагонами вследствие задержки поезда N 3005 на промежуточной железнодорожной станции Шушары.
Решением от 22.12.2006 иск удовлетворен в полном объеме (судья Бурденков Д.В.).
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2007 решение отменено; в иске отказано.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД" просит отменить постановление от 26.03.2007 в связи с неправильной оценкой судом имеющихся в материалах дела доказательств и применением норм материального права, не подлежащих применению.
Податель жалобы ссылается на следующее: причиной, зависящей от грузополучателя, и установленным законом основанием для начисления грузополучателю платы за пользование вагонами за период их задержки в пути следования является факт невыполнения грузополучателем технологических норм выгрузки - время, затраченное Портом на выгрузку вагонов с черным металлом в спорный период, превысило установленную технологическую норму выгрузки (3 часа); факт нарушения Портом пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила) является достаточным основанием для применения части 3 статьи 39 Устава, и каких-либо дополнительных оснований для применения названной статьи в данном случае не требуется; Портом не выполнялись нормы и по количеству выгружаемого объема груза; вывод суда апелляционной инстанции о несоответствии имеющихся актов общей формы и ведомостей подачи и уборки вагонов требованиям законодательства не соответствует действительности и фактическим обстоятельствам дела; факт задержки вагонов не оспаривается ответчиком; факт невыполнения Портом срока оборота вагонов подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов и не оспаривается ответчиком; взаимозаменяемых путей к 7 и 8 путям не существует, указанные пути причальными не являются, занятость данных путей подтверждена; подача вагонов с грузом черных металлов на какие-либо другие пути, кроме 7 и 8 Единым технологическим процессом работы Порта и станций Новый порт и Автово Октябрьской железной дороги не предусмотрена.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Порта обратился с просьбой отказать в ее жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
В соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Как следует из материалов дела, 01.01.2003 правопредшественник ОАО "РЖД" (перевозчик) и Порт (грузополучатель) заключили договор N 157/М, связанный с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути, примыкающего к станции Автово Октябрьской железной дороги.
В соответствии с пунктом 7 договора ОАО "РЖД" обязалось подавать на железнодорожный подъездной путь вагоны на места погрузки, выгрузки или выставочные пути в соответствии с Единым технологическим процессом работы Порта и станций Новый Порт и Автово Октябрьской железной дороги (далее - ЕТП).
В связи с невыполнением Портом технологических норм выгрузки и невозможностью станции Автово принимать поступающие в адрес Порта вагоны, ОАО "РЖД" на промежуточной станции Шушары произвело задержку поезда N 3005 (63 вагона), о чем составлен акт общей формы от 21.03.2006 N 61. О факте задержки вагонов грузополучатель - Порт был извещен (извещение от 21.03.2006 N 109).
За время задержки и простоя поезда ОАО "РЖД" начислило плату за пользование вагонами в размере 15 221 руб. 50 коп. и обратилось с иском о взыскании данной суммы в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции обоснованно и законно удовлетворил исковые требования.
Представленными в материалы дела дорожными ведомостями от 20-25.03.2006, составленными на станции Автово, подтверждается факт задержки поезда N 3005 на промежуточной станции Шушары в связи с несоблюдением Портом пункта 12 договора и пункта 5.3.5 ЕТП.
На станции назначения по факту задержки вагонов перевозчиком составлен акт общей формы от 21.03.2006 N 61. В акте отражено, что задержка вагонов произошла в связи с неприемом их станцией Автово по причине занятости фронтов выгрузки, вызванной невыполнением Портом технологических норм выгрузки грузов.
Изложенные выше обстоятельства подтверждают факт выполнения ОАО "РЖД" требований пункта 4.7 Правил.
Представителем Порта акт подписан со следующей оговоркой: "Занятость мест выгрузки не подтверждаю. Указанные в акте вагоны прошу подать на подъездной путь Порта".
Разделом 5.2 ЕТП определен порядок подачи вагонов под погрузку-выгрузку и уборки их после выполнения грузовых операций на станциях Новый Порт и Автово. В соответствии с пунктом 5.2.2 подача вагонов в Порт производится локомотивом железной дороги с расстановкой непосредственно к местам выгрузки на основании письменной разметки Порта.
Как указано в таблице 2 характеристики мест погрузки-выгрузки Порта, примыкающих к станции Автово, местами погрузки-выгрузки таких грузов, как черные металлы, являются пути N 7 и 8.
Не оспаривая того факта, что погрузка-выгрузка грузов на путях N 7 и 8 производилась с нарушением технологических норм, Порт, ссылаясь на пункт 3 Примечания к указанной характеристике мест погрузки-выгрузки, в отзыве на исковое заявление указал на то, что имелась возможность осуществить погрузку-выгрузку поступивших в его адрес вагонов на других путях, на что фактически и указано в сделанной в акте общей формы оговорке.
Приведенный довод не может быть принят во внимание в связи со следующим.
В названном выше пункте указано, что при невозможности подачи вагонов к месту погрузки-выгрузки из-за занятости причального пути вагоны к месту погрузки-выгрузки подаются по взаимозаменяемым путям N 2 и 4 третьего грузового района.
В данном случае причиной невозможности подать вагоны к месту погрузки-выгрузки явилась занятость не причального пути, а путей N 7 и 8, на которых производится погрузка-выгрузка черных металлов.
Суд первой инстанции, установив, что причиной задержки является невыполнение Портом технологических норм выгрузки, правомерно удовлетворил заявленные истцом требования. Представленные в материалы дела доказательства (акты общей формы, дорожные ведомости, ведомости подачи и уборки вагонов), подтверждающие факт нарушения Портом технологических норм погрузки-выгрузки вагонов, были предметом исследования суда первой инстанций. Суд дал надлежащую правовую оценку данным документам.
Апелляционный суд отменил решение и в иске отказал на том основании, что ОАО "РЖД" не представило надлежащих доказательств обоснованности заявленных требований. Суд также указал, что ОАО "РЖД" распорядилось задержать вагоны при отсутствии достоверной информации о технической невозможности накопления вагонов на подъездных путях Порта.
Выводы суда апелляционной инстанции являются неправильными.
В силу пункта 4.7 Правил основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Несоблюдение грузополучателем технологических сроков оборота вагонов подтрерждено представленными в материалы дела доказательствами и ответчиком не оспаривается.
Исходя из требований статьи 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузополучателя, удостоверяются актом общей формы.
Акты общей формы от 21.03.2006 N 61 и от 24.03.2006 N 73 составлены с соблюдением требований, установленных Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45.
Отсутствие отметки о составлении акта общей формы на перевозочных документах не исключает акт общей формы как доказательство.
Иск по размеру ответчиком не оспорен.
С учетом изложенного постановление апелляционной инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2007 по делу N А56-20539/2006 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2006 по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
Н.В. Марьянкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июля 2007 г. N А56-20539/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника