Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 июля 2007 г. N А56-7114/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кирилловой И.И., Старченковой В.В.,
при участии от Федеральной налоговой службы Плюшкиной Е.В. (доверенность от 31.05.2007),
рассмотрев 24.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.03.2007 (судья Лилль В.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 (судьи Медведева И.Г., Герасимова М.М., Слобожанина В.Б.) по делу N А56-7114/2007,
установил:
Федеральная налоговая служба (далее - ФНС, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании акционерного общества открытого типа "Кентавр" (далее - Общество) несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре отсутствующего должника.
Определением от 15.03.2007 заявление возвращено Инспекции на основании пункта 2 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
Постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2007 определение от 15.03.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФНС просит отменить обжалуемые судебные акты как вынесенные с нарушением норм процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. ФНС считает, что правомерно обратилась с заявлением о признании Общества банкротом, поскольку оно обладает признаками отсутствующего должника, которые установлены Законом N 127-ФЗ. Налоговый орган полагает, что не требуется представления дополнительных доказательств невозможности применить в отношении Общества административный порядок ликвидации, установленный статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), так как у Общества существует задолженность по обязательным платежам. Следовательно, "наличие задолженности у недействующего юридического лица "переводит" его в категорию отсутствующего должника". В обоснование своей позиции заявитель ссылается на статью 227, пункт 3 статьи 228 Закона N 127-ФЗ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 27.02.2007 ФНС принято решение о подаче в арбитражный суд заявления о признании Общества несостоятельным (банкротом). Основанием для обращения в арбитражный суд послужило наличие у Общества задолженности. Налоговый орган считает, что Общество обладает признаками отсутствующего должника, поскольку установить место его нахождения невозможно, бухгалтерская отчетность последний раз представлена по состоянию на 01.04.2003.
Суд, отказывая ФНС в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что она не представила доказательств невозможности применить в отношении Общества административный порядок ликвидации недействующего юридического лица, предусмотренный статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, и доказательств, подтверждающих наличие у отсутствующего должника имущества, за счет которого может быть погашена задолженность по обязательным платежам.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 227 Закона N 127-ФЗ в случаях, если гражданин - должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" (далее - Постановление) разъяснено, что, рассматривая вопрос о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом, судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соблюдение этого порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке должны быть представлены налоговым органом.
В соответствии со статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Поскольку из материалов дела следует, что Общество отвечает признакам недействующего юридического лица (установить место нахождения Общества невозможно, в течение двенадцати месяцев, предшествующих принятию решения, оно не представляло документы бухгалтерской отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не осуществляет операции ни по одному банковскому счету), то согласно статье 21.1 Закона N 129-ФЗ к нему может применяться порядок исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.
Процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.
Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней. Решение вопроса о целесообразности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при условии наличия достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам относится к компетенции уполномоченных органов в делах о банкротстве.
Вместе с тем пунктом 3 Постановления разъяснено, что при поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ или признано недействительным в судебном порядке.
Кроме того, в нарушение положений статьи 39, пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона N 127-ФЗ в системном истолковании с положениями статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ уполномоченный орган не представил доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.
При непредставлении этих доказательств заявление подлежит возврату на основании пункта 1 статьи 44 Закона N 127-ФЗ.
Таким образом, поскольку ФНС не представила доказательств невозможности применить в отношении Общества административный порядок ликвидации и доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, то суд правомерно отказал налоговому органу.
Довод подателя жалобы о том, что суд неправомерно руководствовался разъяснениями, изложенными в Постановлении, не может быть принят судом кассационной инстанции.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражный судах Российской Федерации" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что по вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы, а обжалуемые судебные акты считает законными и правомерными.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.03.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2007 по делу N А56-7114/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
В.В. Старченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2007 г. N А56-7114/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника