Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу Чимаров М.Ю. - Маркина К.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 02 марта 2022 года и решение судьи Новгородского областного суда от 05 марта 2022 года, вынесенные в отношении Чимаров М.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 02 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Новгородского областного суда от 05 марта 2022 года, Чимаров М.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут административному наказанию в виде административного ареста на срок 12 суток.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник Маркин К.А. просит об отмене приведенных постановления и решения, прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях Чимарова М.Ю. состава административного правонарушения и допущенные в ходе производства по делу об административном правонарушении процессуальные нарушения.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи.
Диспозиция нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года N 1618-О, от 24 октября 2013 года N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона N 54-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:
1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);
2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;
3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 27 февраля 2022 года в период времени с 16 часов 10 минут по 16 часов 25 минут Чимаров М.Ю, находясь по адресу: Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, провел публичное мероприятие в форме пикетирования с использованием средств наглядной агитации - плаката с надписью "За мирное небо над Софией", нанесенной на сумку надписью "Нет войне!", перешедшее в форму митинга со скандированием лозунга "Нет войне!" после каждого озвучивания наименования города или иного населенного пункта Украины, с участием около десяти человек, целью которого было публичное выражение своего мнения и формирование мнения окружающих против осуществления боевых действий на территории Украины, привлечение внимания граждан к актуальным политическим проблемам, без подачи в установленном законом порядке уведомления о проведении публичного мероприятия в орган местного самоуправления - Администрацию Великого Новгорода. При этом, Чимаров М.Ю. был предупрежден сотрудниками полиции о противоправности несанкционированной публичной акции, однако, проигнорировав данное законное требование сотрудника полиции, осознавая противоправность своих действий, продолжил проведение вышеуказанного несанкционированного публичного массового мероприятия.
Поскольку Чимаров М.Ю. ранее привлекался к административной ответственности по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вступившим в законную силу 26 февраля 2021 года постановлением Новгородского районного суда Новгородской области от 25 января 2021 года (административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей исполнено 20 апреля 2021 года), его действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как повторное проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия в орган местного самоуправления.
При рассмотрении дела судебными инстанциями установлено, что площадь Победы - Софийская Великого Новгорода, где Чимаровым М.Ю. в указанное в протоколе об административном правонарушении время было проведено публичное мероприятие в форме пикетирования, которое перешло в митинг, в соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", статьей 5 Областного закона Новгородской области N 23-03 от 01 ноября 2021 года "О мерах по реализации Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" на территории Новгородской области", постановления Правительства Новгородской области от 24 октября 2013 года N309 "Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места на территории Новгородской области" не определена в качестве специально отведенного места для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Проведение публичного мероприятия 27 февраля 2022 года в период времени с 16 часов 10 минут по 16 часов 25 минут по адресу: Великий Новгород, площадь Победы - Софийская с участием граждан не менее 10 человек не согласовано уполномоченным органом местного самоуправления, соответственно, признается несанкционированным публичным мероприятием, под которым понимается публичное мероприятие, уведомление о проведении которого не было подано по правилам статьи 7 Закона о публичных мероприятиях. Чимаров М.Ю. провел публичное мероприятие в форме пикетирования, перешедшего в митинг с нарушением действующего законодательства и отказался от выполнения требования сотрудника полиции - заместителя начальника отдела - начальника отделения ОП N1 УМВД России по г. Великий Новгород Новикова М.С. о прекращении проведения публичного мероприятия.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, надлежащим образом оцененными по правилам статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Чимарова М.Ю. обоснованно квалифицированы судебными инстанциями по части 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит перечисленные в части 2 данной статьи сведения, необходимые для разрешения дела.
Существенных процессуальных нарушений, являющихся основанием для отмены состоявшихся судебных решений не установлено.
Доводы жалобы были предметом судебного рассмотрения в нижестоящих судебных инстанциях и обоснованно признаны несостоятельными по указанным в судебных решениях мотивам.
Порядок и срок давности привлечения Чимарова М.Ю. к административной ответственности соблюдены.
Чимарову М.Ю. назначено административное наказание в пределах санкции части 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 02 марта 2022 года и решение судьи Новгородского областного суда от 05 марта 2022 года, вынесенные в отношении Чимаров М.Ю. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменений, жалобу защитника Чимаров М.Ю. - Маркина К.А. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.