Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Какурина А.Н, судей Осиповой Е.М, Жернова С.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Парфентьевой Валентины Борисовны к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми о признании права на предоставление жилищной субсидии, обязании предоставить жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25.10.2022 N125-ФЗ, по кассационной жалобе Парфентьевой Валентины Борисовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 07 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Осиповой Е.М, судебная коллегия
установила:
Парфентьева В.Б. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, в котором просила признать за ней право на получение жилищной субсидии без учета жилого помещения по адресу: "адрес".
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 марта 2022 года признано за Парфентьевой В.Б. право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ по категории "инвалиды I и II групп, инвалиды с детства" с датой постановки на учет 17 февраля 2017 года без учета жилого помещения по адресу: "адрес".
В удовлетворении иска Парфентьевой В.Б. в части возложения на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми обязанности предоставить жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 07 июля 2022 года решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 16 марта 2022 года отменено, принято по делу новое решение, которым отказано в удовлетворении исковых требований Парфентьевой В.Б. о признании права на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ по категории "инвалиды I и II групп, инвалиды с детства" с датой постановки на учет 17 февраля 2017 года и возложении обязанности предоставить жилищную субсидию без учета жилого помещения по адресу: "адрес".
В кассационной жалобе Парфентьева В.Б. оспаривает законность судебного акта по основаниям несоответствия выводов судов, установленным по делу обстоятельствам, нарушения норм материального и процессуального права.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании постановления администрациИ МР "Удорский" от 06 марта 2017 года N мать истца - ФИО5 с 17 февраля 2017 года с составом семьи 2 человека состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории "инвалиды I и II групп, инвалиды с детства".
Постановлением администрации МР "Удорский" от 19 апреля 2019 года N за Парфентьевой В.Б. сохранено право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с учетом даты постановки на учет и очередности предоставления жилищной субсидии умершей ФИО5, с составом семьи 1 человек.
17 января 2020 года Парфентьева В.Б. обратилась в администрацию МР "Удорский" с заявлением о предоставлении ей государственного жилищного сертификата 2021 года выпуска на состав семьи 1 человек для приобретения жилья.
16 апреля 2021 года администрация МР "Удорский" уведомила ФИО1 о включении её в список граждан-получателей сертификатов в 2021 году в рамках ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Администрацией МР "Удорский" в Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Республики Коми был представлен пакет документов на ФИО1 по категории "инвалиды I и II групп, инвалиды с детства" с датой постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ.
6 октября 2021 года Минстрой РК уведомило истца об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата 2021 года выпуска, ссылаясь, что бывшим супругом Парфентьевой В.Б. -Парфентьевым А.В. в период их брака приобретено в собственность жилое помещение по адресу: "адрес", которое является совместно нажитым имуществом Парфентьева А.В. и Парфентьевой В.Б. При этом Парфентьевой В.Б. не представлено обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. В случае же принятия решения не отчуждать жилое помещение в государственную или муниципальную собственность, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты с учетом площади доли истца в данном жилом помещении составит менее 18 кв.м, что не соответствует требованиям закона.
Также установлено, что 14 июня 1996 года Парфентьева В.Б. и Парфентьев А.В. заключили брак, который расторгнут 31 мая 2021 года органами ЗАГС на основании заявления супругов.
Парфентьева В.Б. с 14 декабря 1996 года проживает и зарегистрирована по адресу: "адрес" составом семьи один человек.
Парфентьев А.В. с 14 января 2010 года по 22 июня 2018 года зарегистрирован по адресу: "адрес". В настоящее время сохраняет регистрацию по месту жительства по адресу: "адрес".
По договору купли-продажи от 17 декабря 2018 года Парфентьевым А.В. приобретена в собственность квартира по адресу: "адрес" по цене 1 850 000 руб, которые согласно условиям договора подлежат оплате за счет собственных средств покупателя и за счет денежных средств, предоставляемых Банком ВТБ (ПАО) в кредит по кредитному договору N от 17 декабря 2018 года.
Между Парфентьевым А.В. и Банком ВТБ (ПАО) заключен кредитный договор от 17 декабря 2018 года, согласно которому Парфентьеву А.В. предоставлен кредит в сумме 1 850 000 руб. на срок 182 месяца под 9, 45% годовых для целей приобретения и капитального ремонта или иного неотделимого улучшения квартиры по адресу: "адрес".
Обязательства Парфентьева А.В. по кредитному договору обеспечены залогом приобретаемой квартиры и поручительством Парфентьевой В.Б.
На день рассмотрения спора обязательства Парфентьева А.В. по кредитному договору от 17 декабря 2018 года не исполнены.
Согласно представленному в материалы дела письму Банка ВТБ (ПАО) от 01 февраля 2022 года банком 31 января 2022 года принят пакет документов о выводе Парфентьевой В.Б. из состава поручителей по кредитному договору от 17 декабря 2018 года.
На день рассмотрения спора вопрос о выводе Парфентьевой В.Б. из состава поручителей не решен.
Признавая за истцом право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ по категории "инвалиды I и II групп, инвалиды с детства" с датой постановки на учет - 17 февраля 2017 года без учета жилого помещения по адресу: "адрес", оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу, что Парфентьевы фактически прекратили брачные отношения и ведение совместного хозяйства с весны 2017 года, после указанного времени проживали раздельно, общего хозяйства не вели, доказательств намерения у них приобрести квартиру в общую собственность не представлено, квартира приобретена на денежные средства, полученные по кредитному договору, по которому истец не является созаемщиком, в связи с чем квартира по адресу: "адрес" не может быть признана общим совместно нажитым имуществом Парфентьевой В.Б. и Парфентьева А.В.
Кроме того, суд указал, что Парфентьев А.В. не состоит с истцом на учете в целях получения жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, членом её семьи не является.
С данными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Так, брак между Парфентьевыми прекращен 31 мая 2021 года, то есть после включения истца в Список граждан-получателей ГЖС на 2021 год.
Жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", приобретено на имя Парфентьева А.В. 17.12.2018 в период брака, соответственно в силу приведенных норм семейного законодательства является совместно нажитым имуществом бывших супругов.
Брачного договора либо какого-то соглашения о разделе имущества при расторжении брака между Парфентьевыми не заключено.
Таким образом, в соответствии с нормами Семейного кодекса Российской Федерации, истец владеет 1/2 долей (25, 75 кв.м) в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в частности инвалиды 1 и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.
Согласно статье 6 указанного закона условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, которому и (или) членам семьи которого на праве собственности принадлежит жилое помещение без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность (абзац 2).
В случае принятия гражданином решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, расположенное в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и (или) за их пределами, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее восемнадцати квадратных метров. В остальных случаях выдача государственного жилищного сертификата гражданину возможна при исполнении им условий, предусмотренных настоящей статьей (абзац 5 статьи 6).
При этом в соответствии с требованиями федерального законодательства обязательство о безвозмездном отчуждении в государственную (муниципальную) собственность подлежит оформлению только на жилое помещение, а не на долю в праве или на право совместной собственности, без установленных обременений.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что жилое помещение по адресу: "адрес" приобретено в период брака Парфентьевых и при расторжении брака его судьба не определена, следовательно, помещение продолжает оставаться совместной собственностью Парфентьевых, и в настоящее время не может быть признано право на получение государственного жилищного сертификата без учета данного жилого помещения.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Указанные выводы основаны на произведенной судом в соответствии с его компетенцией оценке доказательств при правильном применении норм материального права.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, повторяют правовую позицию истца, при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств и оспаривание выводов суда по фактическим обстоятельствам спора, исследованных судом апелляционной инстанции и получивших должную правовую оценку, тогда как в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке кассационного производства суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра обжалуемых судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 07 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.