Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Медведкиной В.А, судей Кузнецова С.Л, Осиповой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета имущественных отношений города Мурманска к Тимонину Андрею Владимировичу, Тимониной Татьяне Михайловне, действующим в своих интересах и в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5 в лице законного представителя о признании утратившими право пользования жилым помещением, расторжении договора найма служебного жилого помещения, выселении, по кассационной жалобе Комитета имущественных отношений "адрес" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 01 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Осиповой Е.М, выслушав возражения представителя ответчиков адвоката Бояринцева Е.В, действующего на основании ордера Парфеновой Е.Г, полагавшей, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Комитет имущественных отношений города Мурманска обратился в суд с иском к Тимонину А.В, Тимониной Т.М, действующим в своих интересах и интересах ФИО3, о признании утратившими право пользования жилым помещением, расторжении договора найма служебного жилого помещения, выселении.
В обоснование требований истец ссылается, что муниципальное образование город Мурманск является собственником жилого помещения - двухкомнатной квартиры, общей площадью 43, 8 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". Постановлением администрации города Мурманска от 11 ноября 2010 года N указанное жилое помещение отнесено к категории служебного и на основании договора найма служебного жилого помещения от 14 декабря 2010 года предоставлено Тимонину А.В. на период прохождения им военной службы.
В настоящее время в указанной квартире зарегистрированы Тимонин А.В, ФИО3 (сын), ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
По утверждению истца, учитывая, что Тимонин А.В. не относится к категории лиц, указанных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит, у ответчиков отсутствуют законные основания для проживания в спорном жилом помещении. Требование истца об освобождении жилого помещения оставлено ответчиками без удовлетворения.
Определением суда от 9 декабря 2021 года производство по делу в части требований к Тимониной Т.М. о признании ее утратившей право пользования спорным жилым помещением, прекращено в связи с отказом истица от исковых требований к данному ответчику.
Решением Ленинского районного суда города Мурманска от 13 января 2022 года исковые требования Комитета имущественных отношений города Мурманска удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 01 июня 2022 года решение Ленинского районного суда города Мурманска от 13 января 2022 года отменено в части удовлетворения исковых требований Комитета имущественных отношений города Мурманска к Тимонину Андрею Владимировичу, Тимониной Татьяне Михайловне, действующим в своих интересах и интересах ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о признании утратившими право пользования жилым помещением, расторжении договора найма служебного жилого помещения, выселении.
Принято в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований комитета имущественных отношений города Мурманска к Тимонину Андрею Владимировичу, Тимониной Татьяне Михайловне, действующим в своих интересах и интересах ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, о признании утратившими право пользования жилым помещением, расторжении договора найма служебного жилого помещения, выселении - отказано.
В кассационной жалобе Комитет имущественных отношений города Мурманска оспаривает законность апелляционного определения по основаниям несоответствия выводов суда, установленным по делу обстоятельствам, нарушения норм материального и процессуального права.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, администрация города Мурманска является собственником жилого помещения - двухкомнатной квартиры, общей площадью 43, 8 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". Объект внесен в реестр муниципального имущества города Мурманска на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 и учтен в реестре муниципальной собственности г. Мурманска, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества города Мурманска.
По сведениям ГОКУ "ЦТИ" вышеуказанный объект недвижимости поставлен на государственный учет как служебная квартира на основании постановления администрации г. Мурманска N N от 27 июля 1993 года (согласно письму администрации г. Мурманска N1-2ж-554 от 22 августа 2008 года). Квартира находилась в пользовании ФИО20 (N N от 27 июля 1993 года ОМИС, служебный ордер N от 9 марта 1995 года).
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 49394 N от 29 сентября 2010 года, председатель жилищной комиссии войсковой части информировал членов комиссии о наличии служебных помещений для распределения: двухкомнатная квартира, расположенное по адресу: "адрес". Рассмотрев представленные документы, комиссия постановилараспределить указанное служебное помещение младшему сержанту ФИО1 на состав семьи из трех человек (ФИО13, супруга - Тимонина О.В. и сын ФИО11), после ее освобождения ФИО10
Постановлением администрации города Мурманска от 11 ноября 2010 года N с учетом изменений, внесенных постановлением от 23 ноября 2010 года N, вышеуказанное жилое помещение, отнесено к специализированному (служебному) жилищному фонду на основании ходатайства ГУ "1967 отделение морской инженерной службы" от 5 октября 2010 года N.
15 ноября 2010 года в администрацию г. Мурманска от Министерства обороны Российской Федерации N поступили на рассмотрение документы на военнослужащего ФИО1 на предоставление служебной жилой площади и заключения с ним договора специализированного найма жилого помещения по адресу: "адрес".
14 декабря 2010 года между администрацией города Мурманска и Тимониным А.В. заключен договор найма служебного жилого помещения N, по условиям которого Тимонину А.В. и членам его семьи Тимониной О.В. (жена) и ФИО5 (сын) предоставлено указанное жилое помещение на время прохождением военной службы.
Решением ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N от 21 августа 2018 года Тимонин А.В, военнослужащий, проходящий службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по избранному месту жительства - г. Мурманск, форма обеспечения - жилищная субсидия.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части N по личному составу от 25 сентября 2018 года N, Тимонин А.В. уволен с военной службы в запас по истечении срока контракта о прохождении военной службы. Выслуга лет в ВС: календарная - 20 лет 9 месяцев, в льготном исчислении - 31 год 2 месяца. Субсидией для приобретения или строительства жилого помещения не обеспечен. Увольняется с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
В материалах дела имеется светокопия удостоверения Тимонина А.В. - ветерана боевых действий, выдано 20 июля 2018 года.
По сведения Министерства обороны Российской Федерации от 13 мая 2021 года Тимонин А.В. состоит на пенсионном обеспечении в военном комиссариате Мурманской области как пенсионер Министерства обороны Российской Федерации (пенсионное удостоверение от 10 января 2019 года).
Брак между Тимониным А.В. и Тимониной О.В. расторгнут, с 18 сентября 2019 года, ответчик состоит в зарегистрированном браке с ФИО18 (до брака Лебедева) Т.М, что подтверждается свидетельством о регистрации брака серии N, выданным отделом ЗАГС администрации города Мурманска 18 сентября 2019 года.
В настоящее время, помимо Тимонина А.В, в квартире зарегистрирован и проживает с 8 сентября 2020 года ФИО3 (сын), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также без регистрации проживает Тимонина Т.М. (супруга).
15 мая 2021 года Тимонин А.В. обратился с заявлением в адрес КИО администрации города Мурманска по вопросу регистрации Тимониной Т.М. (супруги) в жилом помещении по адресу: "адрес".
Письмом от 15 июня 2021 года КИО администрации города Мурманска в адрес Тимонина А.В. направило уведомление о сдаче служебного помещения в связи с увольнением с военной службы в запас.
В связи с неисполнением Тимониным А.В. и членами его семьи требования об освобождении жилого помещения, истец обратился в суд с настоящим иском.
До настоящего времени спорное служебное жилое помещение Тимониным А.В, ФИО4, ФИО11 и ФИО3 не освобождено.
Согласно ответу на судебный запрос ФГАУ "Росжилкомплекс" от 17 ноября 2021 года Тимонин А.В. принят на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания с формой обеспечения субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения, с датой постановки 25 июля 2018 года. В настоящее время выделены лимиты бюджетных обязательств, для обеспечения военнослужащих жилищной субсидией с датой постановки ? сентябрь 2016 года, ввиду чего сообщить приблизительные сроки получения Тимониным А.В. жилищной субсидией не представляется возможным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 228, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 35, 92, 93, 99, 103, 104 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", приняв во внимание, что спорное жилое помещение находится в собственности города Мурманска, включено в состав специализированного жилищного фонда и отнесено к категории служебных жилых помещений, договор найма жилого помещения от 14 декабря 2010 года N 390 заключен с Тимониным А.В. на период прохождения им военной службы, в настоящее время он военнослужащим не является, ответчик не состоял и не состоит в служебных отношениях с истцом, в качестве нуждающегося в обеспечении жильем в органе местного самоуправления на учет не становился, у членов семьи нанимателя служебного помещения самостоятельного права пользования данным жильем не возникает, поскольку их права производны от прав нанимателя служебного помещения, ответчик и члены его семьи не относятся к категории граждан, которые в соответствии с частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещении и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, пришел к выводу об удовлетворении заявленных КИО администрации города Мурманска требований и признании Тимонина А.В, ФИО24 "данные изъяты" ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, ФИО25, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившими право пользования служебным жилым помещение, выселении из него указанных лиц, в том числе и Тимонину Т.М, проживающую в жилом помещении без регистрации, а также о расторжении с Тимониным А.В. договора найма служебного жилого помещения от 14 декабря 2010 года N.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Комитета имущественных отношений города Мурманска.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, исходил из следующего.
Согласно части 2 статьи 99 и части 1 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения, к которым относятся служебные жилые помещения, предоставляются по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 данной статьи.
Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно пункту 1 статьи 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Содержание норм закона указывает на то, что предоставление таким военнослужащим жилищной субсидии является исполнением государством своих обязательств по их жилищному обеспечению.
Учитывая, что Тимонин А.В. в связи с прохождением военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту, совместно с членами семьи приобрел право на проживание в служебном жилом помещении на основании решения жилищной комиссии Министерства обороны Российской Федерации, жилое помещение находится и находилось фактически в распоряжении Министерства обороны Российской Федерации, на момент увольнения с военной службы имел выслугу в календарном исчислении - 20 лет 9 месяцев (в льготном исчислении - 31 год 2 месяца), основанием для его увольнения явилось истечение срока контракта, ответчик в установленном порядке признан нуждающимся по линии Министерства обороны Российской Федерации в жилых помещениях для постоянного проживания с формой обеспечения субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений), до настоящего времени жилищной субсидией не обеспечен, то есть, государством обязательство по жилищному обеспечению в отношении Тимонина А.В. не исполнено, Тимонин А.В. не может считаться реализовавшим свое право на обеспечение жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации, в этой связи ответчик, и настоящие члены его семьи не утратили право пользования спорным служебным жилым помещением, в связи с чем, оснований для удовлетворения иска не имелось.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными, соответствующими представленным в дело доказательствам, которым дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречащими требованиям действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.
Доводы жалобы уже были предметом обсуждения суда апелляционной инстанции и отклонены как несостоятельные.
По своей сути доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств дела, данной в определении суда апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций в нарушение своей компетенции, предусмотренной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судом применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловными основаниям для отмены судебных актов, кассационной коллегией не установлено.
Существенных нарушений судом апелляционной инстанций норм процессуального права, а также норм материального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не допущено
.При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 01 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.