Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Ходус Ю.А.
судей Мироновой Н.В, Калугина Д.М, при секретаре судебного заседания Кулиевой К.А.
с участием прокурора Дмитриева М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Грабалина "данные изъяты" к Отделу архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Совету города Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующим решение от 16 мая 2022 года N 30 о внесении изменений в генеральный план Муниципального образования города Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, в части отнесения земельного участка к зоне ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, по апелляционной жалобе Грабалина "данные изъяты" на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 сентября 2022 года по административному исковому заявлению Грабалина "данные изъяты" к Совету города Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, отделу архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан о признании недействующим решение от 16 мая 2022 года N 30 о внесении изменений в генеральный план Муниципального образования города Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, в части отнесения земельного участка к зоне ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В,
УСТАНОВИЛА:
в суд с административным исковым заявлением обратился административный истец Грабалин Е.А. о признании недействующим нормативного правового акта. В обоснование требований, предъявленных в административном исковом заявлении, ФИО1 указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Решением совета города Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 16 мая 2022 года N 30 (далее - Решение от 16 мая 2022 года N 30) в генеральный план Муниципального образования "город Лаишево" Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 24 июня 2019 года N 129 внесены изменения, в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером N отнесен к "зоне ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища".
Административный истец считает, что указанные изменения, внесенные в Генеральный план, являются незаконными, так как противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Положению о зонах затопления, подтопления, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360 (далее - Положение N 360).
Обосновывая противоречие Решения от 16 мая 2022 года N 30 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административный истец указывает, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются его права, так как земельный участок, который принадлежит ему на праве собственности, отнесен к "зоне ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища", то есть на его земельный участок распространен запрет на строительство объектов капитального строительства, в связи с чем, ему органами местного самоуправления сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N.
Административный истец утверждает, что оспариваемый нормативный-правовой акт противоречит статье 1 ГрК РФ, статье 105 ЗК РФ, так как "зона ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища" не отнесена законодателем к перечню зон с особыми условиями использования территорий, который (перечень) является исчерпывающим.
Также Грабалин Е.А. указывает, что оспариваемый нормативный правой акт, кроме прочего противоречит пункту 5 Положения N 360, в котором указано, что зоны затопления, подтопления считаются установленными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), однако, в ЕГРН отсутствуют сведения о границе зон затопления, которые распространяются на земельный участок, принадлежащий на праве собственности административному истцу, в ЕГРН также отсутствует информация о том, что земельный участок с кадастровым номером N находится в зоне ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища.
На основании изложенного Грабалин Е.А. просит суд: признать незаконным решение от 16 мая 2022 года N 30 о внесении изменений в генеральный план Муниципального образования город Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к зоне ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления недействующим и отменить.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 2 сентября 2022 года в удовлетворении административного иска Грабалина Е.А. было отказано в полном объеме.
С указанным решением Верховного Суда Республики Татарстан от 2 сентября 2022 года не согласился Грабалин Е.А, предъявил апелляционную жалобу (л.д. 125- 132 т. 4), в которой просит решение Верховного Суда Республики Татарстан отменить.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Грабалин Е.А, ссылаясь на то, что в установленном законом порядке Федеральное агенство водных ресурсов ни зону затопления, ни зону ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления не устанавливало, в ЕГРН данная информация отсутствует, в связи с чем, считает, что оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, однако, этого судом сделано не было. При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что сведения о вхождении земельного участка, принадлежащего на праве собственности административному истцу, в "зону ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища" носят информационно-справочный характер. Также Грабалин Е.А. не согласен с выводом суда о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт нарушения прав административного истца отражением на картах Генерального плана "зоны ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища".
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Грабалина Е.А, действующая на основании доверенности, Адигамова М.Ф. требования, изложенные в апелляционной жалобе поддержала, дала пояснения по ее существу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании суда апелляционной инстанции не присутствовали, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, при указанных обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 310 части 2 пунктов 1-4 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было при рассмотрении административного иска Грабалина Е.А.
Судебной коллегией установлено, что решением Совета города Лаишево муниципального района Республики Татарстан от 3 августа 2011 года N 24 утвержден Генеральный план города Лаишево Лаишевского муниципального района, в который вносились изменения решениями Совета города Лаишево от 3 июня 2014 года N 73, от 16 декабря 2014 года N 90, от 15 августа 2018 года N 105, от 14 июня 2019 года N 129.
16 мая 2022 года решением N 30 Совета города Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан был утвержден проект внесения изменений в Генеральный план Муниципального образования город Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, а также принят Генеральный план Муниципального образования город Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 12 сентября 2018 года N 105 (с внесенными изменениями, утвержденными Решением Совета города Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 24 июня 2019 года N 125) (л.д. 124 т. 2).
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 ГрК РФ, пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ), утверждение генерального плана поселения, относится к вопросам местного значения городского поселения. Генеральный план, утверждается муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
Муниципальные правовые акты, принятые по вопросам градостроительной деятельности, не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (часть 4 статьи 3 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений, определен статьей 24 ГрК РФ.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентируются ГрК РФ.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
В соответствии с Уставом МО "город Лаишево" Лаишевского муниципального района Республики Татарстан к вопросам местного значения МО "город Лаишево" относится, в том числе, утверждение генеральных планов МО "город Лаишево" (пункт 22 статьи 5).
В статье 33 Устава МО "город Лаишево" установлена компетенция Совета города Лаишево, в которую входит утверждение документов территориального планирования муниципального образования "город Лаишево" (пункт 28 названной статьи Устава).
Частями 11 и 12 статьи 25 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса, представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.
Материалами дела подтверждается, что решением Совета города Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 1 апреля 2022 года N 27 были назначены публичные слушанья по проекту внесения изменений в Генеральный план МО "город Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан".
6 апреля 2022 года, в редакции оповещения от 18 апреля 2022 года Исполнительный комитет города Лаишево оповестил о проведении с 7 апреля 2022 года по 11 мая 2022 года публичных слушаний по проекту Генерального плана МО "города Лаишево Лаишевского района Республики Татарстан".
Решение о назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план МО "город Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан" опубликовано 6 апреля 2022 года на официальном сайте Лаишевского муниципального района на Портале муниципальных образований Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в газете "Камская новь", на информационных стендах, расположенных на территории МО город Лаишево.
10 мая 2022 года был составлен протокол публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план МО город Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
11 мая 2022 года было составлено заключение о результатах публичных слушаний по проекту внесения изменений в Генеральный план МО город Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан.
Оценивая приведенные доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что процедура принятия изменений в Генеральный план, в том числе порядок организации и проведение публичных слушаний, были соблюдены, решение о внесении изменений в Генеральный план было принято уполномоченным на это органом. Нормативный правовой акт в указанной части не оспаривается.
Материалами дела подтверждается, что административный истец ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью 1047+\- 11 кв. м, который расположен в Республике Татарстан, Лаишевском муниципальном районе, МО "город Лаишево", город Лаишево (л.д. 14-15 т.1), имеет вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, относится к категории земель - земли населенных пунктов.
Административный истец считает, что, его права, как собственника земельного участка, имеющего вид разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство, оспариваемый им нормативный правовой акт нарушает, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, так как в утвержденном в установленном порядке, как зона затопления и подтопления, так и зона ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления не устанавливалась, сведений об указанных зонах в ЕГРН не имеется. Более того, зона ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления и подтопления федеральными законами к зонам с особыми условиями использования территорий не отнесена.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции установил, что граница зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища (по максимальному в половодье уровню вод, с вероятностью превышения на 0, 1%, в створе города Лаишево в размере 55, 8 метров, согласно Основным правилам использования водных ресурсов Куйбышевского водохранилища, утвержденных приказом Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР от 11 ноября 1983 года N 596) не установлена в соответствии с Правилами от 18 апреля 2014 года N 360 и не поставлена на кадастровый учет. При отсутствии указанных сведений суд первой инстанции указал, что принятие решения об отображении на картах Генерального плана поселения зоны ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища необходимо для предотвращения застройки территории, потенциально подверженных к затоплению, подтоплению и как следствие предотвращения причинения ущерба гражданам. Указанные сведения, изложенные в письменных обоснованиях к изменениям Генерального плана, по мнению суда первой инстанции, носят информационно-справочный характер.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы об обратном, которые изложены в апелляционной жалобе административного истца.
Составной частью Генерального плана являются письменные материалы по обоснованию проекта изменений, вносимых в Генеральный план, в частности в пункте 2.9 "Инженерная подготовка территории" указано, что целью указанного раздела является улучшение физических характеристик территории, основной задачей инженерной подготовки является защита территории района от воздействия, в том числе подтопления и затопления во время половодий и паводков, которые имеют место на территории МО "г.Лаишево", в его юго-восточной части, вызванные подпором грунтовых вод. Негативными последствиями подтопления являются затопление подземных частей зданий и сооружений, ухудшение условий их эксплуатации. В указанном разделе указано, что граница зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища не установлена в соответствии с Положением от 18 апреля 2014 года N 360 и не поставлена на кадастровый учет. Далее в письменных материалах указано, что в соответствии с требованиями к территориям, входящим в зону затопления, подтопления, зоны затоплений определяются в отношении территорий, прилегающим к водохранилищам, затапливаемых при уровнях воды, соответствующих форсированному подпорному уровню (0, 01%) воды водохранилища. Информация о форсированном подпорном уровне в створе города Лаишево отсутствует. В связи с этим во избежание застройки территорий, потенциально подверженных к затоплению, подтоплению и возмещения гражданам нанесенного ущерба принято решение на картах проекта генерального плана отобразить зону ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища (по максимальному в половодье уровню вероятности превышения 0, 1% в створе г. Лаишево - 55, 8 м)
Составной частью Генерального плана являются также материалы по обоснованию проекта генерального плана. Охрана окружающей среды. Пояснительная записка (л.д. 1-92 т.4), в которых в разделе 3 "Зоны с особыми условиями использования территории", указано, что на территории города Лаишево выделены прочие зоны, не являющиеся зонами с особыми условиями использования, согласно статье 105 ЗК РФ, к которым отнесена зона ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища (по максимальному в половодье уровню вероятностью превышения 0, 1%-55, 8 м).
Далее в материалах по обоснованию изменений в Генеральный план указано, что во избежание застройки территорий, потенциально подверженных к затоплению, подтоплению и возмещения гражданам нанесенного ущерба принято решение на картах проекта генерального плана отобразить зону ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища (по максимальному в половодье уровню вероятности превышения 0, 1% в створе г. Лаишево - 55, 8 м согласно Основным правилам использования водных ресурсов Куйбышевского водохранилища", утвержденным приказом Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР от 11 ноября 1983 года N 596.
В разделе 3.6 материалов по обоснованию проекта генерального плана. Охрана окружающей среды. Пояснительная записка указано, что на территории города Лаишево к зонам природных ограничений относится, в том числе, зона ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища (по максимальному в половодье уровню вероятностью превышения 0, 1%-55, 8 м).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений.
В соответствии с частью 6, пунктом 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Анализируя документы, являющиеся материалами по обоснованию проекта генерального плана, судебная коллегия полагает, что генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется с положениями статей 2, 9 и 23 ГрК РФ.
С учетом необходимости гармоничного развития территорий задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ГрК РФ в целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий зоны затопления и подтопления.
В соответствии с частью 1 статьи 106 ЗК РФ правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).
Статья 67.1 части 2 Водного кодекса Российской Федерации зоны затопления, подтопления устанавливаются, изменяются в отношении территорий, подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты, указанными в части 4 настоящей статьи, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В пункте 3 Положения от 18 апреля 2014 года N360 Зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее - предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Давая толкование приведенным нормам материального права в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что зоны затопления и подтопления относятся в соответствии с действующим законодательством к зонам с особыми условиями использования территорий, которые устанавливаются, изменяются в отношении территорий, подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты, устанавливаются, изменяются в отношении территорий, подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты на основании решений об установлении или изменении зон затопления, подтопления, которые оформляются актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов).
Как следует из материалов дела зоны затопления, подтопления на территории гора Лаишево в установленном законом порядке не устанавливались и не утверждались, зона ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, подтопления к зонам с особыми условиями использования территорий законодательством не отнесена и таковой не является.
Между тем, указанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что оспариваемый нормативный правовой акт является недействующим, так как из Текстовых материалов, в обоснование внесения изменений в Генеральный план города Лаишево, Материалов по обоснованию проекта генерального плана. Охрана окружающей среды. Пояснительной записки следует, что решение об отображении зоны ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища (по максимальному в половодье уровню вероятности превышения 0, 1% в створе г. Лаишево - 55, 8 м согласно Основным правилам использования водных ресурсов Куйбышевского водохранилища", утвержденным приказом Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР от 11 ноября 1983 года N 596, при отсутствии утвержденной в установленном порядке зоны затопления подтопления, было принято в связи с тем, что при разработке изменений в Генеральный план города Лаишево, как следует из письменных доказательств, в обоснование проекта изменений Генерального плана, было установлено, что во время половодий и паводков имеет место подтопления и затопления на территории МО "г.Лаишево", в его юго-восточной части, вызванные подпором грунтовых вод. Негативными последствиями подтопления являются затопление подземный частей зданий и сооружений, ухудшение условий их эксплуатации. Указанное свидетельствует, что принимая решение об определении зоны ограничения нового строительства до определения зоны затопления, подтопления, уполномоченный орган в Генеральном плане города Лаишево, определилстратегию градостроительного развития поселения, направленную не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, на ее возможное изменение в будущем, в целях соблюдения не только прав собственников земельных участков, а также учел публичные интересы.
Свидетельством соблюдения прав собственником земельных участков и учета публичных интересов является то, что принятое решение об установлении зоны ограничения нового строительства до установления зоны затопления, подтопления, при отсутствии установленной в соответствии с законодательством зоны затопления, подтопления является, то, что указанное решение принято во избежание застройки территорий, потенциально подверженных к затоплению, подтоплению и возмещения гражданам нанесенного ущерба, в целях избежания негативных последствий подтопления подземных частей зданий, что влечет ухудшение условий их эксплуатации.
При этом, по мнению судебной коллегии, решение об установлении зоны ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, подтопления принятое до установления зоны подтопления, затопления, в установленном законом порядке, на территории города Лаишево, учитывая, что только Водный кодекс Российской Федерации, СП 104.13330.2012 СНиП 2.06.15-85 "Инженерная защита территории от затопления и подтокления" запрещают строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты объектов от затопления и подтопления, свидетельствует, как правильно указал суд первой инстанции, об информационно-справочном, ориентировочном характере, зоны ограничения нового строительства до установления зон подтопления, затопления, это следует расценивать как указание на невозможность учета границ этой зоны в отсутствие утвержденной в установленном порядке зоны подтопления, затопления и установления ее границ компетентным органом.
Данная правовая позиция отражена в Апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 19 августа 2020 года N 11-АПА20-1.
Из материалов дела следует, что Грабалин Е.А. 25 мая 2022 года обращался с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером N.
На его обращение 27 мая 2022 года Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан предоставил ответ, в соответствии с которым Грабалину Е.А. отказано в подготовке уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта, так как в соответствии с Генеральным планом города Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 14 июня 2019 года N 129, утвержденный решением Совета города Лаишево, земельный участок, принадлежащий Грабалину Е.А, находится на территории зоны подтопления (л.д. 21-21 оборот т.1).
Не согласившись с указанным решением Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, Грабалин Е.А. обратился в Лаишевский районный суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным ответ от 27 мая 2022 года N 3555, и возложить обязанность устранить допущенное нарушение путем обязания согласовать уведомление о строительстве на земельном участке с кадастровым номером N.
Решением Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 1 июля 2022 года, которое вступило в законную силу, административный иск Грабалина Е.А. был удовлетворен. Суд признал незаконным ответ начальника отдела архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан Карсалова А.П. от 27 мая 2022 года N 3555, согласно которому подготовить уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта не представляется возможным. Также суд возложил на отдел архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан обязанность по устранению допущенных нарушений путем возложения обязанности согласовать уведомление о строительстве на земельном участке с кадастрвоым номером N, расположенного по адресу: "адрес" и дать ответ в установленный срок (л.д. 133-134 т.4).
Из мотивировочной части решения Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 1 июля 2022 года судебной коллегией установлено, что ответ Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 27 мая 2022 года признан незаконным, так как в установленном законом порядке Федеральным агенством водных ресурсов зона затопления не установлена, сведения о ней в ЕГРН не внесена, а сам ответ нарушает права собственника земельного участка.
Анализируя приведенные письменные доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что отказ Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 27 мая 2022 года, в соответствии с которым Грабалину Е.А. отказано в подготовке уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта, основан на информации, которая содержится в Генеральном плане города Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 14 июня 2019 года N 129, утвержденный решением Совета города Лаишево, о том, что земельный участок, принадлежащий Грабалину Е.А, находится на территории зоны подтопления, а не зоны ограничения нового строительства до момента установления зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища.
Судебном коллегией также установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Грабалину Е.А. отказывалось в подготовке уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта, по причине наличия в Генеральном плане города Лаишево Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от 16 мая 2022 года N 30, утвержденный решением Совета города Лаишево, сведений, что земельный участок, принадлежащий Грабалину Е.А, находится на территории зоны ограничения нового строительства до момента установления зоны подтопления, затопления Куйбышевского водохранилища.
Таким образом, доказательств, свидетельствующих об отказе Грабалину Е.А. в подготовке уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта по причине расположения принадлежащего ему земельного участка в зоне ограничения нового строительства до момента установления зоны подтопления, затопления Куйбышевского водохранилища не имеется.
Судебная коллегия считает необходимым также отметить, что само по себе отображение на карте Генерального плана границ зоны ограничения нового строительства до установления зоны подтопления, затопления Куйбышевского водохранилища как документа территориального планирования, не препятствует использованию земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования, так как правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, градостроительных регламентов и требованиями законодательства, что следует из норм пункта 8 статьи 1, статьи 7, части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 36 ГрК РФ.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о нарушении прав Грабалина Е.А. отображением на картах Генерального плана зоны ограничения нового строительства до момента определения зоны затопления, подтопления Куйбышевского водохранилища.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, являющихся в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловным основанием для отмены по существу правильного решения суда. Оснований полагать, что дело рассмотрено судом первой инстанции в незаконном составе, у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 2 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Грабалина "данные изъяты" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено - 27 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.