Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А, судей
Мироновой Н.В, Буруновой С.В, при секретаре
ФИО5, с участием старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО7, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело с использованием систем видеоконференц-связи по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Проектного института "АС-Проект" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о признании недействующими нормативных правовых актов в части
по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью Проектного института "АС-Проект" - ФИО6, заключение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО7, судебная коллегия по административным делам ФИО1 апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержден перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Данные документы опубликованы на официальных сайтах Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/, http://npa.bashkortostan.ru/ до начала наступления налогового периода.
Пунктами 1101, 1102, 1103 Перечня на 2018 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, были включены нежилые здания с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", расположенные по адресу: "адрес".
Пунктами 1425, 1427, 1428 Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, были включены нежилые здания с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", расположенные по адресу: "адрес".
Пунктами 2287, 2289, 2290 Перечня на 2020 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, были включены нежилые здания с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", расположенные по адресу: "адрес".
Пунктами 578, 580, 581 Перечня на 2021 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, были включены нежилые здания с кадастровыми номерами "данные изъяты" 02 "данные изъяты", расположенные по адресу: "адрес".
Пунктами 1267, 1269, 1270 Перечня на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год, были включены нежилые здания с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", расположенные по адресу: "адрес".
Административный истец ООО Проектный институт "АС-Проект", являясь собственником: нежилого помещения с кадастровым номером 02 "данные изъяты", расположенного в здании с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"; нежилых помещений с кадастровыми номерами 02 "данные изъяты", расположенных в здании с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес"; нежилых помещений с кадастровыми номерами "данные изъяты" расположенных в здании с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес", обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов в части включения в пункты 1101, 1102, 1103 Перечня на 2018 год, в пункты 1425, 1427, 1428 Перечня на 2019 год, в пункты 2287, 2289, 2290 Перечня на 2020 год, в пункты 578, 580, 581 Перечня на 2021 год, в пункты 1267, 1269, 1270 Перечня на 2022 год зданий с кадастровыми номерами "данные изъяты":56, расположенных по адресу: "адрес".
В обоснование требований административный истец указал, что спорные здания и земельный участок, на котором они расположены, не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса РФ. Включение зданий в оспариваемые Перечни нарушают права истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2022 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Проектного института "АС-Проект" удовлетворено. Суд постановил:
Признать недействующими со дня принятия пункты 1101, 1102, 1103 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732.
Признать недействующими со дня принятия пункты 1425, 1427, 1428 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан N 636 от 24 декабря 2018 года.
Признать недействующими со дня принятия пункты 2287, 2289, 2290 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 1810 от 24 декабря 2019 года.
Признать недействующими со дня принятия пункты 578, 580, 581 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 1907 от 15 декабря 2020 года.
Признать недействующими со дня принятия пункты 1267, 1269, 1270 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утверждённого приказом Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан N 2603 от 15 декабря 2021 года.
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/, https://npa.bashkortostan.ru/.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу ООО Проектного института "АС-Проект" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 18 000 рублей.
Взыскать с Правительства Республики Башкортостан в пользу ООО Проектного института "АС-Проект" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее также Министерство) просило указанное решение суда от 20 сентября 2022 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерство указало, что решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2022 года является незаконным и необоснованным, принятым с неправильным применением норм материального и процессуального права. Выводы суда первой инстанции, о том, что Министерством не представлено доказательств, свидетельствующих, что здания с кадастровыми номерами "данные изъяты" соответствуют критериям установленным статьей 378.2 НК РФ и Закону Республики Башкортостан от 28.11.2003 г. N 43-з "О налоге на имущество организаций" не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку согласно актам обследования от 20 апреля 2021 года комиссией, утвержденной приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан установлено, что в помещениях, расположенных в зданиях с кадастровыми номерами "данные изъяты" ведется коммерческая деятельность.
Прокурор, участвовавший в деле в суде первой инстанции, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель административного истца ООО Проектного института "АС-Проект" на основании доверенности Кадыров Л.И, участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи пояснил, что доводы апелляционной жалобы Министерства несостоятельны, решение принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, просил решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции старший прокурор отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО7, в заключении полагал решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца Кадырова Л.И, заключение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО7, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьями 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-з "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" и статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", с 1 января 2015 года введен налог на имущество физических лиц и налог на имущество организаций, соответственно исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения и исходя из кадастровой стоимости в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пунктов 1 и 3 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2 000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившим в силу с 23 мая 2018 года, утверждены Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, а также установлено, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является уполномоченным органом, осуществляющее функции по формированию и уточнению перечня, направлению перечня и изменений в него в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, а также размещению его на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; проведению мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и (или) помещений; рассмотрению обращений заявителей по вопросам включения зданий (строений, сооружений) и (или) помещений в перечень или исключения зданий (строений, сооружений) и (или) помещений из перечня; утверждению перечня и внесению в него изменений.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N 1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержден перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость.
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" установлен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал правильный вывод о несоответствии оспариваемых норм федеральному и региональному законодательству, обоснованно констатировав, что спорные объекты недвижимости не отвечают признакам, содержащимся в статье 378.2 НК РФ.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником нежилого помещения с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного в здании с кадастровым номером 02: "данные изъяты" по адресу: Республика Башкортостан, г "данные изъяты"; нежилых помещений с кадастровыми номерами "данные изъяты" в здании с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Ленинский район, ул. Карла Маркса, д.37; нежилых помещений с кадастровыми номерами 02: "данные изъяты"
В пункты 1101, 1102, 1103 Перечня на 2018 год, в пункты 1425, 1427, 1428 Перечня на 2019 год, в пункты 2287, 2289, 2290 Перечня на 2020 год, в пункты 578, 580, 581 Перечня на 2021 год, в пункты 1267, 1269, 1270 Перечня на 2022 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, 2019, 2010, 2021, 2022 годы, были включены нежилые здания с кадастровыми номерами "данные изъяты", расположенные по "данные изъяты"
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, помещения с кадастровыми номерами "данные изъяты", имеют назначение "нежилое", наименование "помещение", помещения с кадастровыми номерами "данные изъяты" имеют назначение "нежилое", наименование "нежилое помещение".
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, здание с кадастровым номером "данные изъяты", ул. Карла Маркса, д.37, имеют назначение "нежилое", наименование "нежилое здание".
Исходя из сведений, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости и ответе федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", объекты недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты":56 расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с видом разрешенного использования "деловое управление, общественное питание, бытовое обслуживание, банковская и страховая деятельность, магазины".
Проанализировав данный вид разрешенного использования земельного участка, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что вид разрешенного использования "деловое управление, общественное питание, бытовое обслуживание, банковская и страховая деятельность, магазины" является неопределенным и не позволяет однозначно определить, что на таком земельном участке возможно расположение объектов недвижимости поименованных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судебная коллегия приходит к выводу, что, названный вид разрешенного использования не совпадает с кодами 3.3 "Бытовое обслуживание", 4.2 "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы))", 4.6 "Общественное питание" Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540, следовательно, не соответствует необходимым критериям, установленным нормами Налогового кодекса Российской Федерации, позволяющими отнести объекты недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты" к административно-деловому центру.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" виды разрешенного использования, указанные для налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, соответствуют видам разрешенного использования.
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540 утверждены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков, согласно которым:
- к коду вида разрешенного использования 4.1 "деловое управление" (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения);
- к коду вида разрешенного использования 3.3 "бытовое обслуживание" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро);
- к коду вида разрешенного использования 4.6. "общественное питание" отнесено: размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары);
- к коду вида разрешенного использования 4.4. "магазины" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары);
- к коду вида разрешенного использования 4.5 "банковская и страховая деятельность" отнесено: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения организаций, оказывающих банковские и страховые услуги.
Законодатель в подпункте 1 пункта 3 и подпункте 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, приводя условия, при наличии которых здание признается административно-деловым и (или) торговым центром, четко указал, что вид разрешенного использования земельного участка должен предусматривать возможность размещения офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.
Вид разрешенного использования указанного земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" имеет смешанный характер, что не позволяет с достаточной очевидностью отнести расположенный на этом земельном участке объект недвижимости к административно-деловому центру либо торговому центру (комплексу).
Следовательно, суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к правильному выводу, что вышеуказанный вид разрешенного использования земельного участка не предполагает возможность размещения административных, торговых зданий, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов и не могут быть признаны безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для включения в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) или отдельно стоящими нежилыми зданиями, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно техническому паспорту Государственного унитарного предприятия Центр учета, инвентаризации и оценки Республики Башкортостан, составленному по состоянию на 28 марта 2007 года и экспликации, здания с кадастровыми номерами 02: "данные изъяты" состоят из корпуса N3 и N "данные изъяты", где:
корпус N 3 литер А имеет наименование - административное здание, фактическое использование - "административное", площадью 2279, 5 кв.м, и состоит из следующих помещений: "кабинеты", "подсобные", "служебные", "санузлы", "кладовые", "коридоры";
корпус N 4 литер А имеет наименование - административное здание, фактическое использование - "административное", площадью 3581, 9 кв.м. и состоит из следующих помещений: "служебные", "коридоры", "мусорокамеры", "подсобные", "электрощитовая", "вахтерская", "лифтовые холлы", "центральный тепловой узел", "мусоросборники", "санузлы", "кабинеты", "лестничные клетки", "машинное отделение лифта", "холл".
Согласно техническому паспорту Государственного унитарного предприятия Центр учета, инвентаризации и оценки Республики Башкортостан, составленному по состоянию на 11 февраля 2004 года и экспликации, здание с кадастровым номером "данные изъяты" состоит из корпуса 1 литер А, имеет наименование - административное здание, фактическое использование - по назначению, площадью 3 042, 8 кв.м. и включает следующие помещения: "кабинеты", "кладовые", "санузлы", "тамбуры", "коридоры", "лестничная клетка", "мусоросборники", "моечная", "торговые залы" (45, 3 кв.м, 61, 4 кв.м, 31, 6 кв.м, 11, 9 кв.м, 123, 3 кв.м, 58, 7 кв.м, 59, 3 кв.м), "подсобное", "вахтерская", "душевая", "комнаты приема пищи", "комната персонала", "АТС", "лаборатории", "техническое помещение".
Таким образом, площадь помещений, наименование которых предусматривает размещение торговых объектов составляет 391, 5 кв.м (45, 3 + 61, 4 + 31, 6 + 11, 9 + 123, 3 + 58, 7 + 59, 3 = 391, 5 кв.м), что составляет - 12, 87 % от общей площади здания - 3 042, 7 кв.м.
Кроме того, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости в состав объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" входят нежилые помещения с кадастровыми номерами и имеющие назначение и наименование: "данные изъяты", площадью 26, 3 кв.м, назначение "нежилое", наименование: "офис "данные изъяты", площадью 168 кв.м, назначение "нежилое", наименование: "кафе"; "данные изъяты", площадью 38 кв.м, назначение "нежилое", наименование: "офис"; "данные изъяты", площадью 49, 7 кв.м, назначение "нежилое", наименование: "офис"; "данные изъяты", площадью 84 кв.м, назначение "нежилое", наименование "офис"; и др. Таким образом, общая площадь помещений имеющих наименования "офис" и "кафе" составляет 366 кв.м, то есть 12, 03% от общей площади здания - 3042, 7 кв.м.
В состав объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" входят нежилые помещения, одно из которых с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 18, 9 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование "офис". Таким образом, общая площадь помещений с наименованием "офис" составляет 18, 9 кв.м, то есть 0, 53 % от общей площади здания - 3581, 9 кв.м.
В состав объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" входят нежилые помещения, одно из которых с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 38, 5 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование "офис". Таким образом, общая площадь помещения имеющего наименования "офис" составляет 38, 5 кв.м, то есть 1, 69 % от общей площади здания - 2279, 5 кв.м.
Также суд первой инстанции пришел к верному выводу, что поскольку термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", помещения с назначением "кабинет" не могут быть учтены в качестве офисных помещений.
20 апреля 2021 года Комиссией по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, составлены акты фактического использования здания (строения, сооружения) объекта недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты" (л.д. 79-93 т. 1) согласно которым обследование проведено без доступа комиссии в здание, установлено, что в нежилом здании расположен бизнес центр "Капитал", в котором ведется торговая, бытовая, административная и деятельность общественного питания. Определить процентное соотношение по видам деятельности не представляется возможным, ввиду отсутствия технической документации на весь объект. Объект соответствует критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ.
Однако, суд первой инстанции установил, что обследование зданий и помещений в них на предмет их фактического использования до определения Перечня на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы в установленном порядке не проводилось и документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, представленные акты обследования от 20 апреля 2021 года не были приняты судом во внимание, в связи с чем пришел к правильному выводу, что спорные здания не подлежали включению в Перечень на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы исходя из критериев предназначения расположенных в них помещений.
Таким образом, административным ответчиком не представлено доказательств фактического использования спорных зданий для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов делового, административного и коммерческого назначения в размере не менее 20% от общей площади зданий.
При таких обстоятельствах, с учетом вида разрешенного использования земельного участка, сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации), суд первой инстанции пришел к выводу, что указанные здания не отвечали признакам объекта недвижимости, в отношении которых налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем здания не подлежали включению в Перечень на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 года.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд первой инстанции применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, признал оспариваемые пункты Перечня на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 года недействующими со дня принятия.
При обращении в суд с иском административный истец оплатил государственную пошлину в размере 22 500 руб, в связи с чем суд первой инстанции на основании части 1 статьи 103 и части 1 статьи 111 КАС РФ взыскал с административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу административного истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 18 000 рублей, с Правительства Республики Башкортостан в пользу административного истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о том, что спорные объекты недвижимого имущества соответствовали критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпадали под порядок налогообложения на основании кадастровой стоимости объекта, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Вместе с тем административные ответчики относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеуказанных зданий критериям, установленным Налоговым кодеком Российской Федерации и необходимым для включения указанного объекта в Перечень на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 года, не представил, не содержится их и в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о том, что комиссией был осуществлен выезд с целью установления фактического использования зданий с кадастровыми номерами "данные изъяты" не могут повлечь отмену решения суда, поскольку суд первой инстанции, критически оценивая акты обследования фактического использования названных зданий, правомерно указал, что акты обследования фактического использования зданий, составленные 20 апреля 2021 года, правового значения не имеют, поскольку они составлены после издания оспариваемых в части нормативных правовых актов.
Из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение в Перечень спорных зданий по их фактическому использованию как административно-делового центра является правомерным при условии, что содержание акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Имеющиеся в материалах дела акты таким требованиям не отвечают.
Относительно Перечня на 2022 год, суд первой инстанции также правомерно не принял в качестве доказательств, достоверно подтверждающих вид фактического использования спорных объектов недвижимости, поскольку содержание вышеуказанных актов обследования не позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговой и административной деятельности, а также не позволяют определить фактическую площадь, используемую для размещения помещений, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В спорных актах обследования фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений от 20 апреля 2021 года указано, что мероприятия проведены без доступа комиссии в здания; отсутствует процентное соотношение площадей спорных зданий, используемых для ведения торговли и иные цели; не представлены достаточные фотоматериалы, которые являются неотъемлемой частью акта обследования.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено - 19 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.