Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Рогожиной Е.В, Бушминой А.Е, при секретаре Чайко А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Август-Инвест" о признании недействующими пунктов Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 и 2022 годы, по апелляционной жалобе Правительства Удмуртской Республики на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 сентября 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, объяснения представителей административного ответчика Правительства Удмуртской Республики - ФИО6, административного истца ООО "Август-Инвест" - ФИО7, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N528 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год.
Данное постановление 6 ноября 2020 года опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.
Пунктом 1 названного постановления утверждён прилагаемый Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике".
В настоящее время Постановление N 528 действует в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 сентября 2022 года N 12.
Согласно пункту N в Перечень на 2021 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года N615 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год.
Данное постановление 11 ноября 2021 года опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www. udmurt.ru.
Пунктом 1 названного постановления утверждён прилагаемый Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике".
В настоящее время Постановление N 615 действует в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики от 6 сентября 2022 года N 8.
Согласно пункту N в Перечень на 2022 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Общество с ограниченной ответственностью "Август-инвест" (далее по тексту - ООО "Август-инвест", Общество, административный истец), являясь собственником объекта недвижимости - здание с кадастровым номером N, назначение: нежилое, количество этажей: 2, в том числе подземных - 0, площадью 259, 9 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N 528 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" в части пункта N Перечная на 2021 год, признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года N 615 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" в части пункта N Перечня на 2022 год, с момента их принятия, ссылаясь на то, что на момент включения в Перечни объект недвижимости не отвечал и не отвечает признакам, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 20 сентября 2022 года административные исковые требования ООО "Август-инвест" удовлетворены в полном объёме. С Правительства Удмуртской Республики в пользу административного истца взысканы в счет возмещения судебных расходов 9000 рублей.
Не согласившись с решением суда Правительство Удмуртской Республики, подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики доводы апелляционной жалобы поддержал, просил её удовлетворить, решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Представитель административного истца ООО "Август-Инвест" просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав новые доказательства, указанные в протоколе судебного заседания, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение является неверным, подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении предъявленного административного искового заявления судебная коллегия приходит к следующему.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2).
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что нежилое здание с кадастровым номером N неправомерно включено в оспариваемый пункт перечня на 2021, 2022 годы, поскольку не обладает признаками предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
С таким выводом согласиться нельзя.
Вопреки выводам суда первой инстанции вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером N -"для эксплуатации и обслуживания кафе", является однозначным, и из буквального его прочтения следует, что он предусматривает размещение на земельном участке исключительно объектов общественного питания. Указанный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N с 16 августа 2012 года по настоящее время не менялся, не имеет множественности, что подтверждается ответом ФГБУ "ФКП Росреестр" по Удмуртской Республике от 14 декабря 2022 года, 15 декабря 2022 год и выпиской из ЕГРН на данный земельный участок от 14 декабря 2022 года, которые были истребованы судом апелляционной инстанции, приняты и приобщены к материалам дела в качестве новых доказательств.
При таких данных выводы суда первой инстанции о неправомерности включения объекта недвижимости с кадастровым номером N в оспариваемые перечни на 2021, 2022 годы нельзя признать отвечающими задачам и принципам законности, справедливости и обоснованности судебного акта, соответственно, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а административное исковое заявление ООО "Август-инвест" оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 20сентября 2022года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Август-инвест" о признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 30 октября 2020 года N 528 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" в части пункта N Перечная на 2021 год, признании недействующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 9 ноября 2021 года N 615 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год" в части пункта N Перечная на 2022 год - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара), в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 декабря 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.