Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А, судей
Калугина Д.М, Буруновой С.В, при секретаре
Кулиевой К.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Оренбургского лесничества Министерства обороны Российской Федерации к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании недействующим в части распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области N2964-р от 20 декабря 2021 года "Об установлении публичного сервитута для размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения", по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Оренбургского лесничества Министерства обороны Российской Федерации на решение Оренбургского областного суда от 8 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, объяснения представителя административного ответчика Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений "адрес" ФИО1, объяснения представителя заинтересованного лица ПАО "Россети Волга" - ФИО2, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 20 декабря 2021 года N2964-р "Об установлении публичного сервитута для размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения" (далее также - Распоряжение от 20.12.2021 N2964-р) установлен публичный сервитут в целях размещения существующего линейного объекта электросетевого хозяйства регионального значения "ВЛ 35-кВ Тоцк - Водозабор с отпайкой на п.с "Самарская" с 153 опорами" на частях земельных участков, в числе которых земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Распоряжение от 20.12.2021 N2964-р опубликовано на официальном сайте Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, а также на сайтах муниципальных образований Оренбургской области: Тоцкий сельсовет, Тоцкий район, Сорочинский городской округ, Пристанционный сельсовет, Заречный сельсовет.
ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее также - ФГКУ "УЛХиП"" Минобороны России) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного нормативного правового акта в части, указав, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером N находится в собственности Российской Федерации и закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "УЛХиП"" Минобороны России, имеет вид разрешенного использования: обеспечение обороны и безопасности, входит в границы Оренбургского лесничества Минобороны России. Участки лесов, расположенные в границах лесничеств Минобороны России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1998 года N135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" исключены из состава земель лесного фонда Российской Федерации и переданы Министерству обороны Российской Федерации в целях постоянного использования их для нужд обороны, в том числе, для размещения, маскирования и функционирования объектов военной инфраструктуры. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 года N405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" на территории лесничества установлена зона с особыми условиями использования территорий. Административный истец полагает, что решение о заключении соглашения об установлении сервитута на земельные участки из состава земель обороны должен принимать Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта не соблюдено.
Полагая, что публичный сервитут установлен с нарушением требований законодательства, с превышением предоставленных полномочий, а размещение линейного объекта в границах земельного участка может повлечь за собой невозможность использования объектов военной инфраструктуры по прямому назначению, административный истец просит суд признать недействующим распоряжение Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области N2964 - р от 20 декабря 2021 года "Об установлении публичного сервитута для размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения" в части установления публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером N, расположенный в границах Оренбургского лесничества Минобороны России.
Определением Оренбургского областного суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ПАО "Россети Волга", Министерство обороны Российской Федерации, Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Оренбургского областного суда от 8 августа 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Оренбургского лесничества Минобороны России к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании недействующим в части распоряжения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области N2964 - р от 20 декабря 2021 года "Об установлении публичного сервитута для размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения" - отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ГКУ "УЛХиП"" Минобороны России в лице филиала - Оренбургского лесничества Минобороны России - просит решение Оренбургского областного суда от 8 августа 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что земельный участок с кадастровым номером 56:32:0502001:2 находится в собственности Российской Федерации, закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "УЛХиП"" Минобороны России, имеет вид разрешенного использования: обеспечение обороны и безопасности, входит в границы Оренбургского лесничества Минобороны России. На территории Оренбурского лесничества установлена зона с особыми условиями использования территорий в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N405. Решение о заключении соглашения об установлении сервитута на земельные участки из состава земель обороны должен принимать Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации. Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, ограничиваются в обороте. Оспариваемым Распоряжением произведено управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности и используемыми для нужд обороны и безопасности Российской Федерации, соответственно Распоряжение издано с превышением полномочий высшего должностного лица. Отсутствие согласия Министерства обороны Российской Федерации в силу ст. 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для признания распоряжения недействительным в части предоставления сервитута в границах земельного участка.
Административным ответчиком Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, заинтересованным лицом ПАО "Россети Волга" и прокурором, участвующим в деле в суде первой инстанции, представлены возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просят решение Оренбургского областного суда от 8 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель административного ответчика Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО1, и представитель заинтересованного лица ПАО "Россети Волга" ФИО2, участвующие в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством использования систем видеоконференц-связи, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав лиц участвующих в деле, заключение прокурора, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционные жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 3 статьи 3.6 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 25.10.2001 N137-ФЗ) предусмотрено, что юридические лица, право собственности, право хозяйственного ведения или право оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, до 1 сентября 2018 года и у которых отсутствуют права на земельный участок, на котором находятся такие сооружения, вправе оформить публичный сервитут в порядке, установленном главой V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения таких сооружений или приобрести соответствующий земельный участок в аренду до 1 января 2022 года.
Согласно пункту 6 статьи 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ лица, указанные в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, вправе заключить с правообладателем земельного участка соглашение об осуществлении публичного сервитута в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. В случае отсутствия соглашения об осуществлении публичного сервитута обладатель публичного сервитута осуществляет деятельность на условиях, указанных в решении об установлении публичного сервитута.
Публичный сервитут согласно пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Пунктом 3 статьи 23 ЗК РФ предусмотрено, что публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом; к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.
Публичные сервитуты могут устанавливаться, в том числе, для прохода или проезда через земельный участок, использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры (подпункты 1, 2 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 названного Кодекса.
Согласно пункту 18 статьи 23 ЗК РФ, порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном настоящей главой (то есть главой V.7), публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в частности, в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения.
Под размещением понимается строительство, реконструкция и (или) эксплуатации объектов (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ).
Согласно статье 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике" под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В соответствии пунктом 51 ГОСТ 24291-90, Приложение к ГОСТ 17613-80 воздушная линия электропередачи, ВЛ - линия электропередачи, провода которой поддерживаются над землей с помощью опор, изоляторов.
Как предусмотрено пунктом 19 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объекты регионального значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 пункта 12 Перечня видов объектов регионального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Оренбургской области (Приложение N1 к Закону Оренбургской области от 16 марта 2007 года N10037/233 - IV-ОЗ "О градостроительной деятельности на территории Оренбургской области") к видам объектов регионального значения Оренбургской области в области энергетики относятся линии электропередачи напряжением 35 кВ и выше.
Линии электропередачи являются одним из видов линейных объектов (пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, устанавливается решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения.
Из положений пунктов 3, 4 статьи 39.39 ЗК РФ следует, что установление публичного сервитута допускается только при условии обоснования необходимости его установления, осуществляется независимо от формы собственности на земельный участок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.40 ЗК РФ с ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация являющаяся субъектом естественных монополий, - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта.
Оспариваемое Распоряжение от 20.12.2021 N2964-р об установлении публичного сервитута принято после вступления в силу с 1 сентября 2018 года Федерального закона от 3 августа 2018 года N341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" (далее также - Федеральный закон от 03.08.2018 N341-ФЗ).
Согласно пояснительной записке к законопроекту он разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года NПр-2347ГС, которым предусмотрено внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на сокращение сроков и снижение стоимости услуг на оформление линейных объектов на условиях публичного сервитута, а также во исполнение 2-го этапа пункта 41 раздела II плана мероприятий "Повышение доступности энергетической инфраструктуры", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года N1144-р, пункта 23 раздела II плана мероприятий "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N1336-р.
В пояснительной записке к законопроекту обращено внимание на то, что линейные объекты, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков с различным режимом использования, что существенно усложняет размещение линейных объектов, в связи с чем предлагается переход к обновленному институту публичного сервитута, отличительными чертами которого являются установление публичного сервитута административным решением органа государственной власти или органами местного самоуправления на всем протяжении трассы линейного объекта; отсутствие необходимости определять господствующую недвижимость для целей установления сервитута; регулирование вопроса платы за установление публичного сервитута; невозможность прекращения сервитута исключительно по желанию собственника обремененного земельного участка; возможность ограниченного оборота таких сервитутов в связи с оборотом размещенных на нем линейных объектов; оформление сервитута в упрощенном порядке путем внесения сведений о нем в реестр границ вне зависимости от точных границ земельных участков и (или) наличия зарегистрированных прав на них.
Названным Федеральным законом от 03.08.2018 N341-ФЗ Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.7, устанавливающей особенности установления публичного сервитута в отдельных целях, в том числе в целях размещения объектов электросетевого хозяйства федерального, регионального или местного значения.
При этом пунктами 1 и 2 статьи 39.38 ЗЗК РФ компетенция федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решения об установлении публичного сервитута для размещения инженерных сооружений разграничена в зависимости от уровня значимости таких объектов, то есть отнесения инженерных сооружений к объектам соответственно федерального или регионального значения.
В то же время, глава V.7 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающая особенности установления публичного сервитута в отдельных целях, непосредственно регулирует вопросы, связанные с разграничением компетенции органов, наделенных публичными полномочиями, на принятие соответствующих решений (статья 39.38, пункт 1 статьи 39.39 ЗК РФ).
При этом норма, отсылающая к общим положениям об установлении сервитута, публичного сервитута, содержащимся в статье 23 ЗК РФ, включена в статью 39.39, регулирующую условия установления публичного сервитута, и предусматривает, что публичный сервитут должен устанавливаться с учетом положений статьи 23 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 39.39 ЗК РФ).
Из анализа законоположений, содержащихся в статье 23 и главе V.7 ЗК РФ, в их совокупности следует, что при установлении публичного сервитута для целей, перечисленных в статье 39.37 ЗК РФ, не подлежат применению общие нормы о целях установления сервитута, публичного сервитута (пункт 4 статьи 23 ЗК РФ), нормы, отсылающие к положениям, предусмотренным главой V.3 ЗК РФ, об особенностях установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для иных целей (пункт 1 статьи 39.23 ЗК РФ).
Иные нормы, содержащиеся в статье 23 ЗК РФ, в частности, о сроке сервитута (пункт 7 статьи 23 ЗК РФ) и размере платы за сервитут (пункт 12 статьи 23 ЗК РФ) подлежат применению с учетом особенностей, предусмотренных главой V.7 ЗК РФ.
Таким образом, положения статьи 23 ЗК РФ подлежат применению только в части, не урегулированной главой V.7 ЗК РФ, например, в части нормы об установлении публичного сервитута на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 8 статьи 23 ЗК РФ), нормы о возможности установления публичного сервитута в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель без прекращения права владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком или соответствующими земельными участками (пункт 5 статьи 23 ЗК РФ).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права ПАО "Россети Волга" является собственником объекта права - "ВЛ-35 Тоцк - Водозабор с отпайкой на ПС "Самарская" с 153 опорами".
Согласно паспорту N7 воздушной линии электропередачи "ВЛ-35 Тоцк - Водозабор с отпайкой на ПС "Самарская" с 153 опорами" введена в эксплуатацию в 1967 году.
Из схемы территориального планирования, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 07 июля 2011 года N579-п "Об утверждении схемы территориального планирования Оренбургской области", следует, что объект электросетевого хозяйства ПАО "Россети Волга" - Оренбургэнерго "ВЛ-35 Тоцк - Водозабор с отпайкой на ПС "Самарская" с 153 опорами" относится к региональным объектам, в связи с чем, в силу вышеприведенного правового регулирования Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области является уполномоченным органом по принятию решения об установлении публичного сервитута.
Таким образом, для эксплуатации названных линий электропередачи может быть установлен публичный сервитут.
ПАО "Россети Волга" обратилось в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, в числе которых земельный участок с кадастровым номером N, для размещения инженерного сооружения регионального значения "ВЛ-35 Тоцк - Водозабор с отпайкой на ПС "Самарская" с 153 опорами", существующего с 1967 года, на срок 49 лет.
В ходатайстве ПАО "Россети Волга" указало, что установление публичного сервитута необходимо для размещения инженерного сооружения регионального значения - объекта электросетевого хозяйства "ВЛ-35 Тоцк - Водозабор с отпайкой на ПС "Самарская" с 153 опорами" (линия электропередачи).
19 ноября 2021 года Министерством опубликовано сообщение о возможном установлении публичного сервитута, в том числе на официальном сайте Министерства и официальном сайте МО Тоцкий район Оренбургской области.
Письмом от 03 декабря 2021 года ФГКУ "УЛХиП"" Минобороны России направило в адрес Министерства возражения относительно установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером N, основанные на том, что земельный участок входит в границы Оренбургского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, поэтому заключение соглашения об установлении публичного сервитута относится к полномочиям Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации.
Аналогичные возражения были направлены административным истцом в адрес ПАО "Россети Волга" и главе МО Тоцкий район Оренбургской области.
По результатам рассмотрения ходатайства ПАО "Россети Волга" Министерство приняло оспариваемое Распоряжение от 20.12.2021 N2964-р.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, что ПАО "Россети Волга", как владелец объекта электросетевого хозяйства регионального значения, введенного в эксплуатацию в 1967 году и фактически размещающегося на обозначенных в ходатайстве земельных участках, вправе обратиться в уполномоченный орган Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области с ходатайством об установлении публичного сервитута в отношении данных земельных участков.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, положения земельного законодательства в рассматриваемом случае не устанавливают обязательность предварительного согласия правообладателя земельного участка на установление сервитута, поэтому поступившие в Министерство от административного истца возражения относительно установления публичного сервитута не свидетельствуют о том, что оспариваемое распоряжение принято с нарушением требований действующего законодательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, требования пункта 2 статьи 39.24 ЗК РФ распространяются на правоотношения по заключению соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Вместе с тем в силу пункта 3 статьи 23 ЗК РФ к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения главы V.3 ЗК РФ, содержащей статью 39.24, не применяются.
Довод административного истца о том, что соглашение об осуществлении публичного сервитута вправе заключить только Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, как правильно отмечено судом первой инстанции, также не является основанием для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта, поскольку отнесение к компетенции Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации заключения соглашения об осуществлении публичного сервитута не наделяет указанный орган полномочиями по принятию решения об установлении публичного сервитута. При этом по смыслу пункта 2 статьи 39.47 ЗК РФ в совокупности с другими нормами главы V.7 ЗК РФ заключение соглашения об осуществлении сервитута, вопреки доводам административного истца, не является предварительной процедурой перед принятием уполномоченным органом распоряжения об установлении сервитута, поскольку заключается уже обладателем ограниченного вещного права на земельный участок.
Требования к графическому описанию местоположения границ публичного сервитута, точности определения координат характерных точек границ публичного сервитута, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, утвержденные приказом Росреестра от 13.01.2021 N П/0004, соблюдены (пункт 7 статьи 39.41 ЗК РФ).
Обстоятельств, препятствующих установлению публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером N, не имеется (пункт 5 статьи 39.39, статья 39.44 ЗК РФ).
Оспариваемое Распоряжение об установлении публичного сервитута содержит все необходимые сведения, определенные в пункте 4 статьи 39.43 ЗК РФ.
Установленный публичный сервитут является наименее обременительным для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Достоверных данных о том, что наличие воздушных линий электропередачи не позволяет ФГКУ "УЛХиП"" Минобороны России, Оренбургскому лесничеству Минобороны России использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, не имеется.
Доказательств невозможности осуществления в границах земельного участка с кадастровым номером N деятельности, для обеспечения которой Распоряжением от 20.12.2021 N2964-р установлен публичный сервитут - размещение воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети (размещение существующего линейного объекта электросетевого хозяйства регионального значения "ВЛ 35-кВ Тоцк - Водозабор с отпайкой на ПС "Самарская" с 153 опорами"), равно как доказательства невозможности использования земельного участка с кадастровым номером N и расположенных на нем объектов военной инфраструктуры по их прямому назначению вследствие установления оспариваемым Распоряжением от 20.12.2021 N2964-р публичного сервитута не представлено как в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, так и во исполнение определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в порядке ст.ст. 62, 63, 306 КАС РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца наличие установленной в отношении земельного участка с кадастровым номером N зоны с особыми условиями использования территорий - запретной зоны, предусмотренной п.12 Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N405 (далее также - Положение, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N405), не является препятствием для установления в отношении части данного земельного участка предусмотренного главой V7 Земельного кодекса Российской Федерации публичного сервитута для размещения объекта электросетевого хозяйства регионального значения, поскольку соответствующего запрета действующее законодательство, ст.ст. 56, 93, 107 ЗК РФ, пункт 4 Положения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N405, не содержит.
Вместе с тем в силу действующего законодательства пользование публичным сервитутом осуществляется с учетом ограничений и запретов, установленных для зоны с особыми условиями использования территорий, в пределах которой расположен земельный участок/часть земельного участка, в отношении которого в свою очередь установлен публичный сервитут.
Исходя из изложенного оспариваемое в части Распоряжение от 20.12.2021 N2964-р об установлении публичного сервитута, являющееся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принято в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие, и не противоречат нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым в обжалуемом решении дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Доводов, способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционные жалобы не содержат. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Оренбургского областного суда от 8 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, Оренбургского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Оренбургский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.