Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Ходус Ю.А, судей
Мироновой Н.В, Калугина Д.М, при секретаре
ФИО5
с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО6, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Профсервис" к Министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области о признании частично недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021, 2022 года
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Профсервис" на решение Нижегородского областного суда от 15 сентября 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, объяснение представителя административного истца ООО "Профсервис" - ФИО8, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - ФИО6, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года N Сл-326-25615/18 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год", опубликованном 27 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, 27 ноября 2018 года в сетевом издании "Нижегородская правда" http://www.pravda-nn.ru, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2019 года N 326-13-369863/19 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год", опубликованном 30 ноября 2019 года на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, 19 декабря 2019 года в сетевом издании "Нижегородская правда" http://www.pravda-nn.ru, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год", опубликованном 4 декабря 2020 года на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, 7 декабря 2020 года в сетевом издании "Нижегородская правда" http://www.pravda-nn.ru, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год", опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru, 14 декабря 2021 года определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее - Перечень на 2022 год).
Административный истец общество с ограниченной ответственностью "Профсервис" (далее также ООО "Профсервис", административный истец, Общество) обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого здания, кадастровый N, общей площадью 2 276, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", которое включено в пункты 1544, 1495, 1541, 1772 раздела " "адрес"" Перечня на 2019 год, Перечня на 2020 год, Перечня на 2021 год, Перечня на 2022 год соответственно.
Административный истец полагает, что здание необоснованно включено в указанные Перечни, так как не относится к видам недвижимого имущества, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в указанные Перечни незаконно возлагает на истца обязанность оплаты налога на имущество в повышенном размере.
Административный истец просил суд признать недействующими со дня принятия пункты 1544, 1495, 1541, 1772 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2019 год, Перечня на 2020 год, Перечня на 2021 год, Перечня на 2022 год.
Решением Нижегородского областного суда от 15 сентября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления ООО "Профсервис" отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Профсервис" просило решение Нижегородского областного суда от 15 сентября 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ООО "Профсервис" указало, что принятое по настоящему делу решение является незаконными необоснованным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, и не основаны на положениях действующего законодательства. Вывод суда о том, что спорный объект недвижимости обладает признаками торгового центра (объект бытового обслуживания) является объектом налогооблажения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости, неверный, поскольку объект недвижимости находится в аварийном состоянии и не может использоваться для устройства саун, бань, бассейнов и подобных помещений с повышенной влажностью и температурой, что подтверждается отчетом по обследованию технического состояния несущих строительных конструкций здания. В спорном объекте недвижимости отсутствует электричество; ограничен доступ и проход людей от периметра здания на 3-5 метров.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным ответчиком Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области представлены возражения о их необоснованности и законности принятого судебного акта.
Прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагал, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ООО "Профсервис" - ФИО8, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение Нижегородского областного суда от 15 сентября 2022 года отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковые требования в полном объеме.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
На территории Нижегородской области в соответствии с пункта 1 статьи 1.1 Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З "О налоге на имущество организаций" введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытовоГО обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области изданы:
приказ от 12 ноября 2018 года N Сл-326-25615/18 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год";
приказ от 25 ноября 2019 года N 326-13-369863/19 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год".
приказ от 19 ноября 2020 года N 326-13-631667/20 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год";
приказ от 25 ноября 2021 года N 326-13-703523/21 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год".
Суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 года N 109-З, Постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Нижегородской области от 30 июля 2018 года N 557 "О внесении изменения в постановление Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года N 61" по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации", постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года N 635 "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения", пришел к правильному выводу, что приказы министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года NСл-326-25615/18, от 25 ноября 2019 года N326-13-369863/19, от 19 ноября 2020 года N326-13-631667/20, от 25 ноября 2021 года N326-13-703523/21 являющиеся нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации, приняты в пределах полномочий, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия и правилам введения их в действие.
В пункты 1544, 1495, 1541, 1772 раздела "город Нижний Новгород" Перечня на 2019 год, Перечня на 2020 год, Перечня на 2021 год, Перечня на 2022 год включено нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты"84, общей площадью 2 276, 4 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", собственником которого является административный истец.
Из выписок из Единого государственного реестра недвижимости следует, что объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты"84, имеет общую площадь 5 133, 5 кв. м, назначение: "нежилое", наименование: "нежилое здание", расположено на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0010506:28, общей площадью 1 515+/-14 кв.м, который имеет категорию земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "под здание бани (литера А) с прилегающей территорией".
По сведения Единого государственного реестра недвижимости вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", адрес объекта: "адрес" - "под здание бани (литера А) с прилегающей территорией" установлен на основании постановления администрации города Нижнего Новгорода от 05 апреля 2006 года N 945 "Об утверждении проектов границ земельных участков по ул. Станиславского, 1".
Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 5 апреля 2006 года N 945 утверждены проекты границ земельных участков (категория - земли поселений) по "адрес" согласно чертежу департамента архитектуры и градостроительства администрации города Нижнего Новгорода N 6243-ЗУ: площадью 0, 1515 га, занимаемого зданием бани (литера А) с прилегающей территорией.
На основании заявления правообладателя земельного участка, вышеуказанного Постановления, земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" был поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования "под здание бани (литера А) с прилегающей территорией".
Из чего суд первой инстанции пришел к выводу, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" сформирован под нежилым зданием, которое использовалось под общественную баню, то есть имеет целевое назначение.
Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Из положений пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны, и градостроительные регламенты.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39, определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п.1.2.5.);
- земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п.1.2.7.);
- земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п.1.2.9.).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N540, вступившим в силу 24 декабря 2014 года, утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
В названном классификаторе под кодом 3.3 значится вид разрешенного использования земельных участков "бытовое обслуживание" предусматривающий размещение объектов бытового обслуживания, которое содержит следующее описание - "размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.
Таким образом, действующее законодательство разграничивает виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисных зданий делового и коммерческого назначения и виды разрешенного использования иных земельных участков.
Согласно пункту 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, до вступления его в силу, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", действующим на момент постановке на кадастровой учет вышеуказанного земельного участка
Вышеназванными Методическими указаниями определены, в том числе, такие виды разрешенного использования земельных участков, как: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5).
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками, включая арендаторов, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Понятие "баня" содержится в ГОСТ 32670-2014 (Услуги бытовые. Услуги бань и душевых. Общие технические условия), утвержденный межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации и введенный в действие с 1 января 2016 года, которые устанавливает термины и определения основных понятий в области бытовых услуг. "Баня" - организация (исполнитель), оказывающая услуги по очищению и оздоровлению тела потребителя воздействием воды и горячего воздуха или пара или теплых поверхностей в специально устроенных и оборудованных парильных или жарких помещениях общего или индивидуального пользования (п. 3.4).
В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 28 июня 1993 года N163, действовавшим до 1 января 2017 года, услуги бань, душевых и саун, парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения отнесены к бытовым услугам (код 019000).
С 1 января 2017 года вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2016 года N-2496-р, согласно которому в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, по перечню согласно приложению N 1 (код 96.04, предусматривающий предоставление услуг физкультурно-оздоровительных, в которые включаются: деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг; деятельность саун, соляриев, салонов для снижения веса и похудения и т.п.) и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, по перечню согласно приложению N 2 (код 96.04.10 - услуги в области физкультурно-оздоровительной деятельности, такие как предоставляемые банями, душевыми, саунами и парными, соляриями, водолечебницами, салонами для сбавления веса и похудения, массажными салонами (за исключением лечебного массажа) и т.п.).
Исходя из системного анализа норм права, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что деятельность общественных бань относится к бытовым услугам и объект недвижимости с кадастровым номером 52:18:0010506:84 является объектом бытового обслуживания, который расположен на земельном участке с видом разрешенного использования "под здание бани (литера А) с прилегающей территорией".
Вид разрешенного использования земельного участка как "под здание бани (литера А) с прилегающей территорией", относится к "бытовым услугам" и в полной мере соответствовал коду 1.2.5 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 и коду 3.3 по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540, следовательно, позволял размещать на нем торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания.
При таких данных, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности включения указанного объекта недвижимости в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества по виду разрешенного использования земельного участка, на котором этот объект недвижимости расположен, то есть по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для включения здания в перечни объектов недвижимого имущества.
Кроме того, как следует из материалов дела, согласно учетно-технической документации на объект недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", техническому плану от 29 ноября 2012 года в состав которого входит технический паспорт по состоянию на 12 сентября 2012 года, составленному Нижегородским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Сормовское отделение и экспликации следует, что здание имеет наименование "нежилое-здание", назначение "нежилое", площадью 2276, 4 кв.м и включает в себя помещения с наименованиями:
1 этаж: П1 - комната, тамбур, комната, комната, вестибюль, торговый зал (25, 1 кв.м.), кладовая, касса;
П2 - лестничная клетка, комната, кладовая, туалет, камера, коридор, комната, комната, комната, комната, коридор, кладовая, кладовая, кладовая, кладовая, кладовая, коридор, кладовая;
П3 - лестничная клетка, коридор, тех.комната, коридор, кладовая, коридор, тамбур, комната отдыха, раздевалка, туалет, моечная (19, 6 кв.м.), парная (8, 6 кв.м.), парная (8, 3 кв.м.), моечная (19, 4 кв.м.), раздевалка, туалет, комната отдыха, туалет, коридор, комната отдыха, моечная (21, 7 кв.м.), тех.комната, коридор, парная (6, 7 кв.м.), парная (7, 3 кв.м.), коридор, моечная (22.6 кв.м.), комната отдыха, коридор, туалет, лестничная клетка, тамбур, электрощитовая, насосная;
П4 - вентиляционная, комната, гараж;
2 этаж: П2 - лестничная клетка, вестибюль, туалет, кладовая, коридор, кладовая, моечная (115, 4 кв.м.), моечная (97, 4 кв.м.), парная (27, 4 кв.м.);
П3 - лестничная клетка, парная (11, 7 кв.м.), моечная (99, 3 кв.м.), моечная (128, 7 кв.м.), кладовая, кладовая, коридор, туалет, вестибюль, лестничная клетка;
3 этаж: П2 - моечная (89 кв.м.), парная (12, 2 кв.м.), парная (26, 8 кв.м.), моечная (107, 6 кв.м.), моечная (130, 1 кв.м.), моечная (115, 7 кв.м.), туалет, коридор, кладовая, кладовая, вестибюль, лестничная клетка, лестничная клетка, вестибюль, кладовая, кладовая, коридор, туалет;
П3 - лестничная клетка;
Надстройка: водонапорная, водонапорная, лестничная клетка.
Таким образом, исходя из технической документации здания с кадастровым номером "данные изъяты", следует, что общая площадь помещений с наименованиями, относящимися к объектам бытового обслуживания и объектам торговли составляет 1 100, 6 кв.м. или 48, 34% (более 20%) от общей площади здания 2276, 4 кв.м.
Исходя из анализа технической документации, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты" по своему назначению предусматривает размещение в нем объектов бытового обслуживания, что также является основанием для включения его в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021, 2022 года (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ).
Также судебная коллегия соглашается и с выводами суда первой инстанции, об отсутствии правового значения представленного административным истцом отчета по обследованию технического состояния несущих строительных конструкций здания, поскольку здания с кадастровым номером "данные изъяты" включено в оспариваемые Перечни по виду разрешенного использования земельного участка и документам технического учета (инвентаризации), а не по фактическому использованию объекта недвижимости.
Ссылка административного истца в апелляционной жалобе на то, что здание находится в аварийном состоянии и не может использоваться для устройства саун, бань, бассейнов, не может служить достаточным основанием для отмены (изменения) принятого по делу судебного постановления, поскольку здание с кадастровым номером "данные изъяты" включено в оспариваемые Перечни по виду разрешенного использования земельного участка и сведениям технической документации, согласно которым объект соответствует критериям, указанным в статье 378.2 НК РФ.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 15 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профсервис" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Нижегородский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 23 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.