Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Рогожиной Е.В, при секретаре Чайко А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" о признании недействующими отдельных положений постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19 декабря 2019 года N 11-55/тко "Об установлении предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 23 сентября 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" ФИО6, ФИО7, возражения представителя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам ФИО8, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее - Госкомитет, тарифный орган) от 19 декабря 2019 года N 11- 55/тко на период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" (далее - ООО "УК "ПЖКХ") по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению.
Строкой 1.2 Приложения, изложенного в форме таблицы, определен показатель предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 21 декабря 2019 года за N 6401, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 21 декабря 2019 года.
Постановлениями Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 18 декабря 2020 года N 584-42/тко-2020, от 23 декабря 2020 года N 587-45/тко-2020, от 30 июня 2021 года N 107-12/тко-2021, от 17 декабря 2021 года N 699-53/тко-2021 в оспариваемое постановление от 19 декабря 2019 года N 11-55/тко внесены изменения.
ООО "УК "ПЖКХ" обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующей строки 1.2 Приложения к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 19 декабря 2019 года N 11-55/тко. Требования мотивированы тем, что оспариваемое постановление Госкомитета противоречит Федеральному закону от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года N 1638/16, Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку полагает, что при установлении оспариваемых тарифов органом регулирования необоснованно проведена дифференциация тарифа по категориям потребителей, размер тарифа иным потребителям неправомерно установлен без учета НДС.
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 23 сентября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе и в дополнениях к апелляционной жалобе ООО "УК "ПЖКХ" просит отменить или изменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении административного иска. В жалобе приведены доводы о несогласии с выводами суда, поскольку считает, что единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами должен быть установлен с НДС для "Иных потребителей" в том числе.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов административным ответчиком представлены возражения об их необоснованности и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к апелляционной жалобе и возражений, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере обращения с отходами производства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", (далее - Закон N 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования тарифов), которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484, и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года N 1638/16 (далее - Методические указания).
Предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статьи 6, 24.9 Закона N 89-ФЗ).
Согласно Положению о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 года N 468, комитет является органом исполнительной власти Республики Татарстан в области государственного регулирования тарифов (цен). К одной из его основных задач относится утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 4.5.1 Положения).
С учетом изложенного, при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме, с соблюдением процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования, что не оспаривается участниками спора.
Проверяя содержание оспариваемого нормативного правового акта на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции проанализировал приведенные выше законоположения, исследовал материалы дела и пришел к выводу о его соответствии действующему федеральному законодательству, в связи с чем отказал в удовлетворении административного искового заявления.
Из материалов дела следует, что ООО "УК "ПЖКХ" на основании протокола от 25 сентября 2018 года N 270818/2342676/03 о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО признано региональным оператором по обращению с ТКО по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан.
Между ООО "УК "ПЖКХ" и Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан 9 ноября 2018 года заключено соглашение N 72 об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с ТКО по Западной зоне деятельности регионального оператора на территории Республики Татарстан.
В 2019 году ООО "УК "ПЖКХ" обратилось в орган регулирования с заявлением об утверждении на 2020-2022 годы предельного единого тарифа на услуги по обращению с ТКО, предоставив обосновывающие материалы и расчеты.
Руководствуясь пунктом 28 Основ ценообразования, пунктом 6 Методических указаний, Госкомитет принял решение о применении для установления данного тарифа метода индексации, который предусматривает определение его на основании необходимой валовой выручки (далее - НВВ), определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (пункт 18).
Согласно пункту 44 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации НВВ регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Госкомитетом проведена экспертиза представленных ООО "УК "ПЖКХ" документов, и в соответствии с заключением органа регулирования
на 2020 года НВВ составила "данные изъяты" тысячи рублей, предельные тарифы определены: на первое полугодие 2020 года в размере "данные изъяты" рубля за 1 кубический метр (без НДС); на второе полугодие 2020 года в размере "данные изъяты" рубля за 1 кубический метр (без НДС);
на 2021 года НВВ составила "данные изъяты" тысячи рублей, предельные тарифы определены: на первое полугодие 2021 года в размере "данные изъяты" рубля за 1 кубический метр (без НДС); на второе полугодие 2021 года в размере "данные изъяты" рубля за 1 кубический метр (без НДС);
на 2022 года НВВ составила "данные изъяты" тысячи рублей, предельные тарифы определены: на первое полугодие 2022 года в размере "данные изъяты" рубля за 1 кубический метр (без НДС); на второе полугодие 2022 года в размере "данные изъяты" рубля за 1 кубический метр (без НДС).
Постановлением Госкомитета от 18 декабря 2020 года N 584-42/тко-2020 произведена корректировка на 2021 год долгосрочных предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО ООО "УК "ПЖКХ" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы, установленных постановлением Госкомитета от 19 декабря 2019 года N 11-55/тко.
На 2021 года НВВ ООО "УК "ПЖКХ" была определена тарифным органом в размере "данные изъяты" тысячи рублей, предельные тарифы на первое полугодие 2021 года в размере "данные изъяты" рубля за 1 кубический метр (без НДС), на второе полугодие 2021 года - в размере "данные изъяты" рубля за 1 кубический метр (без НДС).
Постановлением Госкомитета от 17 декабря 2021 года N 699-53/тко-2021 произведена корректировка на 2022 год долгосрочных предельных единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО ООО "УК "ПЖКХ" по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан на 2020-2022 годы, установленных постановлением Госкомитета от 19 декабря 2019 года N 11-55/тко.
На 2022 год НВВ регулируемой организации была определена Госкомитетом в размере "данные изъяты" тысячи рублей, предельные тарифы на первое полугодие 2022 года - в размере "данные изъяты" рубля за 1 кубический метр (без НДС); на второе полугодие 2022 года - в размере "данные изъяты" рубля за 1 кубический метр (без НДС).
Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Таким образом, с учетом изложенной нормы Госкомитетом предельные единые тарифы в области обращения с ТКО для ООО "УК ПЖКХ" как регионального оператора по Западной зоне деятельности на территории Республики Татарстан, в оспариваемой части постановления от 19 декабря 2019 года N 11-55/тко правомерно установлены без учета НДС.
Пунктом 2 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ определено, что регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, которые определены соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов.
Согласно подпункту 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО.
В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с ТКО.
При этом частью 3 статьи 2 Федерального закона от 26 июля 2019 года N 211-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй НК РФ" разъяснено, что положения подпункта 36 пункта 2 и подпункта 29 пункта 3 статьи 149 НК РФ применяются в отношении операций по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемых региональными операторами по обращению с ТКО, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.
Пунктом 5 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 данной статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
В соответствии с пунктом 6 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, сумма налога не выделяется.
Согласно пояснениям тарифного органа при установлении единых тарифов на услуги регионального оператора по обращению с ТКО на 2020-2022 года для группы "население" тарифы утверждены с учетом НДС.
В целях применения освобождения от обложения НДС к услугам по обращению с ТКО относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО без учета НДС для всех групп потребителей.
Применение вышеуказанного пункта НК РФ привело бы к дополнительному увеличению расходов региональных операторов на сумму "входного "НДС", что, соответственно, отразилось бы на дополнительном увеличении конечных тарифов.
В связи с чем единые тарифы на услуги региональных операторов установлены постановлениями Госкомитета исходя из применения региональными операторами общей системы налогообложения, без учета освобождения услуги по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором ООО "УК ПЖКХ" от обложения НДС в соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Таким образом, судебная коллегия находит обоснованными выводы суда о том, что тариф установлен в рамках пункта 7 Основ ценообразования и пункта 3 статьи 164 НК РФ.
Госкомитетом указанные тарифы установлены без учета освобождения от обложения НДС по основаниям, предусмотренным положениями налогового законодательства, что подтверждается статьями расходов, отраженных в экспертном заключении, утвержденного Госкомитетом к оспариваемому постановлению. Например, расходы на транспортирование ТКО, сбытовые расходы регионального оператора, расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению ТКО, которые учтены без НДС. Поскольку в случае принятия решения об учете расходов организации с учетом НДС величина НВВ будет увеличена на 20 % по операциям реализации товаров (услуг).
Следовательно, единые тарифы на услуги региональных операторов установлены постановлением Госкомитета исходя из применения региональными операторами общей системы налогообложения без учета освобождения услуги по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором ООО "УК ПЖКХ" от обложения НДС, в соответствии с вышеуказанным подпунктов 36 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Относительно довода административного истца о применении Госкомитетом при установлении тарифов для региональных операторов дифференциации тарифов по категориям потребителей, судебная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования и пунктом 98 Методических указаний тарифы могут дифференцироваться по муниципальным образованиям, видам твердых коммунальных отходов, а также технологическим особенностям в соответствии с территориальной схемой. В случае принятия решения о дифференциации тарифов орган регулирования тарифов принимает решение об установлении тарифов отдельно по каждому муниципальному образованию, на территории которого осуществляет деятельность регулируемая организация, либо в отношении видов обращения с ТКО или по технологическим особенностям.
В оспариваемом случае Госкомитетом установлены единые тарифы на услуги региональных операторов, у которых значения одинаковы и для "населения" и для "иных потребителей", с применением лишь конструкции "без НДС" / "с НДС" и при начислении и оплате услуг региональных операторов, согласно которому потребитель должен оплачивать услуги исходя из применяемой системы налогообложения в соответствии с требованиями НК РФ.
Таким образом, указанное не является дифференциацией тарифов в области обращения с ТКО.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия находит необоснованными доводы административного истца о применении Госкомитетом дифференциации тарифов, установленных оспариваемым постановлением Госкомитета от 19 декабря 2019 года N 11-55/тко, по категориям потребителей, поскольку тарифы едины для всех потребителей услуг региональных операторов.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию административного истца, тщательно исследованную судом первой инстанции и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебном решении, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 23 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Предприятие жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.