Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Матыцина Е.И., рассмотрев жалобу Главного государственного инспектора Тольяттинского межрегионального отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Иванова Е.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 13 апреля 2022 года, решение судьи Самарского областного суда от 19 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Компания "ВолгоТрансЭнерго",
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 13 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Самарского областного суда от 19 июля 2022 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ограниченной ответственностью "Компания "ВолгоТрансЭнерго" (далее - ООО "Компания "ВТЭ", общество) прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного кодекса.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее определением о передаче дела на рассмотрение в суд от 10 февраля 2022 года - Главный государственный инспектор Тольяттинского межрегионального отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Иванов Е.А. просит отменить указанные выше судебные акты в отношении ООО "Компания "ВТЭ", приводя доводы об их незаконности, направить дело на новое рассмотрение.
В соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в адрес ООО "Компания "ВТЭ" направлено извещении о подаче ФИО4 указанной жалобы, в установленный в извещении срок возражения не поступили.
ФИО5, по обращению которой в действиях общества выявлен состав административного правонарушения, представила пояснения, в которых настаивает на том, что производство по данному делу об административном правонарушении было прекращено неправомерно, просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - ФЗ от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Пунктом 2 статьи 2 названного закона предусмотрено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1998 года N 1371, в государственном реестре накапливается, анализируется и хранится систематизированная информация не только о зарегистрированных опасных производственных объектах, но и об организациях, эксплуатирующих эти объекты.
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрена обязанность юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, эксплуатирующих опасные производственные объекты, представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
Как следует из материалов дела, на опасных производственных объектах "Сеть газораспределения производственного корпуса", "площадка погрузки участка глиноподготовки", расположенных по адресу: г. Тольятти, ул. Северная, 30, принадлежащих ООО "Компания ВТЭ" по обращению ФИО5 выявлены факты нарушения требований Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 ноября 2021 года N 471 "Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов", Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 года N531, "Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года N 870, а именно:
-опасный производственный объект "Сеть газораспределения производственного корпуса" не зарегистрирована в реестре опасных производственных объектов;
-отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности производственного объекта III класса опасности "Сеть газораспределения производственного корпуса";
-опасный производственный объект "Площадка погрузки глиноподготовки", в состав которого входят мостовые краны заводской N и N, не зарегистрирован в реестре опасных производственных объектов;
-мостовые краны заводской N и N не поставлены на учет в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра опасных производственных объектов;
-отсутствует план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте "Сеть газопотребления производственного корпуса", согласованный с руководителем (заместителем руководителя, в должностные обязанности которых входит согласование планов мероприятий) профессионального аварийно-спасательного формирования, которые привлекаются для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте в соответствии с договором от 1 октября 2021 года;
-не проведено техническое диагностирование внутренних газопроводов
главного корпуса, технических устройств сети газопотребления, а именно: внутреннего газопровода, газового оборудования теплогенератора отопления производственного корпуса, газового оборудования теплогенераторов горячего воздуха печи сушки кирпича;
-не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сети газопотребления, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно - из восьми установленных датчиков контроля загазованности помещения главного корпуса "Сигма-03" не проведена поверка шести датчиков;
- произведено несанкционированное изменение сети газопотребления главного корпуса в связи с демонтажем теплогенератора нагревателя пленки.
Выявленные нарушения явились основанием для составления протокола об административном правонарушении от 23 декабря 2021 года N 485-456-Ю в отношении ООО "Компания "ВТЭ" по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из вышеуказанного протокола следует, что правонарушение выявлено должностным лицом административного органа 8 декабря 2021 года.
Определением должностного лица от 10 февраля 2022 года дело об административном правонарушении в отношении ООО "Компания "ВТЭ" передано на рассмотрение в Автозаводской районный суд г. Тольятти Самарской области (л.д.92, 93).
Рассматривая дело об административном правонарушении судья Автозаводского районного суда г..Тольятти на основании имеющихся в деле доказательств: договора на эксплуатацию опасных производственных объектов от 30 апреля 2021 года, договора аренды имущества от 10 августа 2021 года, договора на техническое обслуживание газового оборудования, газопровода и сооружений на них от 1 декабря 2021 года, договора на аварийно-диспетчерское обслуживание и проведение газоспасательных работ от 1 декабря 2021 года (л.д. 105-120), пришел к выводу о том, что организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты - сети газопотребления производственного корпуса (рeг. номер А53-0585-0001 дата peг. 27.06.2000 года, класс опасности -III класс), площадки погрузки участка глиноподготовки (рег. номер А53-0585-0004 дата peг. 03.10.2002 года, класс опасности - IV класс) является иное юридическое лицо ЗАО "Завод строительных материалов". Так же при рассмотрении дела установлено, что постановлением судьи Автозаводского районного суда г..Тольятти от 23 марта 2022 года ЗАО "Завод строительных материалов" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за те же нарушения, которые указаны в протоколе об административном правонарушении, составленном 22 декабря 2022 года в отношении ООО "Компания ВТЭ", (пункты 3, 5, 7 протокола) (л.д. 171-177).
Опасные производственные объекты, эксплуатируемые ЗАО "Завод строительных материалов" зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов, свидетельство о регистрации А 53-00585 от 29 июля 2013 года, у ООО "Завод строительных материалов" также имеется лицензия N ВХ-53-027060 от 4 февраля 2015 года, в связи с чем пришел к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях ООО "Компания "ВТЭ".
Судья Самарского областного суда, оставляя постановление судьи районного суда без изменения, с выводами, изложенными в судебном акте согласился.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель в обоснование незаконности судебных актов приводит доводы о том, что судебными инстанциями дана ненадлежащая оценка всем представленным в материалы дела доказательствам, в том числе показаниям свидетеля ФИО6 и иным договорам, имеющимся в материалах дела.
Вместе с тем по доводам кассационной жалобы судебные акты отменены быть не могут в связи со следующим.
Как следует из материалов дела собственником сети газопотребления производственного корпуса (рeг. номер А53-0585-0001 дата peг. 27 июня 2000 года, класс опасности -III класс), площадки погрузки участка глиноподготовки (рег. номер А53-0585-0004 дата peг. 03 октября 2002 года, класс опасности - IV класс) с 2021 года является ООО "Компания "ВТЭ".
В рассматриваемом случае согласно сведениям Единого государственного реестра опасных производственных объектов, в реестр включен опасные производственные объекты: сети газопотребления производственного корпуса (рeг. номер А53-0585-0001 дата регистрации 27 июня 2000 года, класс опасности -III класс), площадки погрузки участка глиноподготовки (рег. номер А53-0585-0004 дата регистрации 3 октября 2002 года, класс опасности - IV класс). Эксплуатирующей организацией и владельцем согласно данным реестра (на момент выявления правонарушения и рассмотрения дела предыдущими судебными инстанциями) являлось ЗАО "Завод строительных материалов", которое имеет лицензию от 4 февраля 2015 года N 027060 на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности.
По договору на эксплуатацию опасных производственных объектов от 30 апреля 2021 года собственник вышеуказанных производственных объектов ЗАО "Компания "ВТЭ" передал в эксплуатацию вышеуказанные опасные производственные объекты ЗАО "Завод строительных материалов" (л.д. 105).
10 августа 2021 года ЗАО "Компания "ВТЭ" передало в аренду указанные объекты для производственной деятельности ЗАО "Завод строительных материалов" (л.д.107-110).
Постановлением судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти от 24 марта 2022 года, вступившим в законную силу 12 мая 2022 года ЗАО "Завод строительных материалов" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выявленных административным органом 8 декабря 2021 года (л.д. 171-177).
Ранее, постановлениями от 27 сентября 2021 года и 11 октября 2021 года Главного государственного инспектора Тольяттинского межрегионального отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Компания "ВТЭ" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Должностное лицо административного органа, пришло к выводу, что поскольку опасные производственные объекты переданы в аренду ЗАО "Завод строительных материалов" у ООО "Компания "ВТЭ" опасные производственные объекты отсутствуют (л.д. 210-215).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов" утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Правила N 1371).
В пункте 5 Правил N 1371 указано, что для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект.
Как следует из материалов дела ЗАО "Завод строительных материалов" обращалось с заявлением в Средне-Поволжское Управление Ростехнадзора о предоставлении государственной услуги по внесению изменений в государственный реестр опасных производственных объектов в связи с изменением сведений о заявителе, собственнике опасного производственного объекта "сеть газопотребления производственного корпуса" регистрационный N А53-00585-001, "площадки погрузки участка глиноподготовки" регистрационный N А53-00585-004, в предоставлении государственной услуги отказано в связи с неправильным оформлением документов.
19 апреля 2022 года ООО "Компания "ВТЭ" обратилось с заявлением о предоставлении государственной услуги по внесению изменений в реестр, связанных с исключением опасного производственного объекта "Сеть газопотребления производственного корпуса" рег. N А53-00585-001 в связи со сменой эксплуатирующей организации (л.д. 216).
Опасный производственный объект зарегистрирован за ООО "Компания "ВТЭ" только после 19 апреля 2022 года.
Вопреки доводам жалобы то обстоятельство, что собственником ООО "Компания "ВТЭ" были заключенные гражданско-правовые договоры на поставку газа, аварийно-спасательное обслуживание не исключает эксплуатацию опасных производственных объектов по договору аренды эксплуатирующей организацией ЗАО "Завод строительных материалов".
Из материалов дела следует, что арендатором ЗАО "Завод строительных материалов" 1 декабря 2021 года также были заключены договоры по техническому обслуживанию газового оборудования, газопроводов и сооружений на них, газопотребляющего оборудования.
Показания свидетеля ФИО7, допрошенного 2 декабря 2021 года должностным лицом административного органа, не свидетельствуют о том, что опасные производственные объекты эксплуатируются именно ООО "Компания "ВТЭ" и выводов судебных инстанций не опровергают (л.д.33-35).
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к верному выводу о том, что доказательств того, что именно ООО "Компания "ВТЭ" является эксплуатирующей организацией опасных производственных объектов на момент выявления правонарушения не представлено. Оснований для переоценки выводов предыдущих судебных инстанций не имеется.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует нормам статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 года N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Вместе с тем в рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что судебными инстанциями было допущено существенное нарушение, которое носило фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела.
Разная оценка одних и тех же обстоятельств должностным лицом и судебными инстанциями, не относится к категории существенных (фундаментальных) нарушений требований закона.
Существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела не допущено. Настоящее дело об административном правонарушении возбуждено на основании обращения ФИО5 содержащего данные, указывающие на наличие в действиях должностного ООО "Компания "ВТЭ" события административного правонарушения, что согласуется с требованиями пункта 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом частями 2, 3 указанной статьи определено, что такие сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В рассматриваемом случае, несмотря на вынесение должностным лицом административного органа определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 2 декабря 2021 года, процессуальные действия, связанные с проведением административного расследования, по данному делу фактически не проводились. Истребование документов у юридического лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, которые общество должно предоставить в трехдневный срок и опрос в качестве свидетеля работника общества в день вынесения определения о возбуждении дела и проведении административного расследования - 2 декабря 2021 года, в данном случае не свидетельствует об административном расследовании, как таковом.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или безусловную отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах, судебные акты по доводам жалобы должностного лица отменены быть не могут.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 13 апреля 2022 года, решение судьи Самарского областного суда от 19 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Компания "ВолгоТрансЭнерго", оставить без изменения, жалобу Главного государственного инспектора Тольяттинского межрегионального отдела по надзору за промышленной и энергетической безопасностью Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Иванова Е.А. - без удовлетворения.
Судья Е.И. Матыцина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.