Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Загороднов О.В., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Аквамобил-24" Курбатова Евгения Владимировича (далее - гендиректор ООО "Аквамобил-24") на вступившие в законную силу решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 июля 2022 года, решение судьи Верховного суда Республики Татарстан от 31 августа 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аквамобил-24" (далее - ООО "Аквамобил-24", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьями 7.20, 8.15, частью 1 статьи 8.42, частью 1 статьи 8.45.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан в области окружающей среды Министерства природных ресурсов Республики Татарстан Гарипова Наила Габбасовича (далее - должностное лицо Росприроднадзора) N 85 от 24 ноября 2021 года ООО "Аквамобил-24" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.20, 8.15, частью 1 статьи 8.42, частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500000 рублей.
Решением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 июля 2022 года это постановление должностного лица Росприроднадзора изменено только в части назначенного ООО "Аквамобил-24" административного наказания, которое снижено до 250000 рублей, в остальном оно оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного суда Республики Татарстан от 31 августа 2022 года названное решение судьи районного суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, гендиректор ООО "Аквамобил-24" просит отменить указанные судебные акты, приводя доводы об их незаконности, дело возвратить в названный городской суд на новое рассмотрение.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов этой жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 7.20 КоАП РФ самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статьи 8.15 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста двадцати тысяч рублей.
Частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ установлено, что использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Из части 1 статьи 8.45 КоАП РФ усматривается, что невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Как следует из материалов дела, 22 апреля 2021 года, в 13 часов 30 минут, должностными лицами Росприроднадзора установлен несанкционированный сброс ООО "Аквамобил-24" сточных вод без их очистки в водоохраной зоне реки Мелекеска на земельном участке с географическими координатами х=24413.93, у=13227.61 в г. Набережные Челны Республики Татарстан, чем последним нарушены требования части 1 статьи 34 и части 2 статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 10 сентября 2022 года N 7 - ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - ФЗ "Об охране окружающей среды"), - требования пункта 7 части 15 и части 16 статьи 65 "Водного кодекса Российской Федерации" от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ (далее - Водный кодекс).
В связи с этим названным постановлением должностного лица Росприроднадзора ООО "Аквамобил-24" привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.20, 8.15, частью 1 статьи 8.42, частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ, с чем в обжалуемых решениях согласились судьи двух судебных инстанций, с учётом вышеуказанного уменьшения размера назначенного ООО "Аквамобил-24" административного наказания решением судьи названного районного суда.
Однако, принятые акты по данному делу об административных правонарушениях признать законными не представляется возможным в связи со следующим.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Как видно из части 1 статьи 34 ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Частью 2 статьи 39 этого же Закона установлено, что при выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно пункту 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса в границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
Как следует из части 16 статьи 65 Водного кодекса, в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Нарушение ООО "Аквамобил-24" этих изложенных норм права, не подтверждается доказательствами, положенными в основу принятых актов по данному делу. Имеющиеся в них выводы о том, что ООО "Аквамобил-24" самовольно подключилось к централизованным системам водоотведения (ливневой канализации) и их эксплуатирует, - не имеет технических условий на подключение к городским сетям ливневой канализации, - разместило автомойку и эксплуатирует её 24 часа в границе водоохранной зоны реки Мелекеска противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, которые должным образом судьями двух судебных инстанций не исследованы и которым этими судьями не дана надлежащая оценка (техническим условиям, акту о границе раздела эксплуатационной ответственности, договору о подключении к централизованной системе водоотведения, договору холодного водоснабжения и водоотведения, заключениям по проекту "Автомобильная мойка и кафе" и земельному участку, разрешению на ввод объекта в эксплуатацию, и иным доказательствам).
Вместе с этим, судьями двух судебных инстанций не выяснены обстоятельства по данному делу, связанные со сбросом ливневых стоков в реку Мелекеска без очистки, установленному должностным лицом Росприроднадзора, почему произошёл этот сброс неочищенных стоков: из-за отсутствия у ООО "Аквамобил-24" оборудования для очистки или осуществление этим Обществом ливневого стока жидкостей минуя городские канализационные сети (частично или полностью), не исследованы обстоятельства по предыдущим проверкам ООО "Аквамобил-24", проведённым должностными лицами Росприроднадзора, установленные судебными решениями названного городского суда от 12 октября 2017 года и от 22 января 2018 года, по делам N 12-1910/2017 года и N 12-57/2018 года, соответственно.
При таких данных следует согласиться с доводами кассационной жалобы гендиректора ООО "Аквамобил-24", так как сделать вывод о том, что ООО "Аквамобил-24" обоснованно, с соблюдением требований КоАП РФ привлечено к административной ответственности не представляется возможным. При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты не могут быть признаны законными и на основании пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ подлежат отмене, а данное дело возвращению на новое рассмотрение в названный городской суд.
Вместе с этим, поскольку срок давности привлечения ООО "Аквамобил-24" к административной ответственности по настоящему делу, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год, и с даты указанного выше события, имевшего место 22 апреля 2021 года, до рассмотрения кассационной жалобы гендиректора ООО "Аквамобил-24" в Шестом кассационном суде общей юрисдикции этот срок истек, и возможность рассмотрения судами настоящего дела по существу утрачена, то все акты принятые по данному делу подлежат отмене, а производство по делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.13, пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Аквамобил-24" Курбатова Евгения Владимировича удовлетворить частично.
Постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан в области окружающей среды Министерства природных ресурсов Республики Татарстан Гарипова Наила Габбасовича N 85 от 24 ноября 2021 года, решение судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 14 июля 2022 года, решение судьи Верховного суда Республики Татарстан от 31 августа 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Аквамобил-24" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьями 7.20, 8.15, частью 1 статьи 8.42, частью 1 статьи 8.45.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья О.В. Загороднов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.