Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу главы муниципального образования "Муниципальный округ Игринский район Удмуртской Республики" Чиркова А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Игринского района Удмуртской Республики от 26 августа 2022 года и решение судьи Игринского районного суда Удмуртской Республики от 26 октября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Игринский район Удмуртской Республики",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Игринского района Удмуртской Республики от 26 августа 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Игринского районного суда Удмуртской Республики от 26 октября 2022 года, Администрация муниципального образования "Муниципальный округ Игринский район Удмуртской Республики" (далее - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, глава муниципального образования "Муниципальный округ Игринский район Удмуртской Республики" Чирков А.В. выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и проверка доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона N 196-ФЗ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального Закона N 131-ФЗ исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 37 Федерального Закона N 131-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Из материалов дела усматривается, что 14 июня 2022 года в период времени с 16 часов 30 минут до 17 часов 10 минут в связи с поступившим в ДЧ МО МВД России "Игринский" обращением ФИО6 в ходе проведения выездного обследования с целью оценки обязательных требований в области безопасности дорожного движения участков дорог местного значения общего пользования: ул. Победы, пер. Садовый, перекресток улицы Победы - пер. Садовый п. Игра Удмуртская Республика выявлены недостатки эксплуатационного состояния автомобильных дорог, выразившиеся в следующем
- в нарушение пункта 6.3.1 ГОСТа Р 50597-2017, пункта 6.2.2 ГОСТа Р 52289-2019 на всем протяжении улицы Победы от дома N 1 до дома N 160 отсутствует горизонтальная дорожная разметка (1.1, 1.5, 1.6, 1.2), - в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 на покрытии проезжей части автомобильной дороги переулка Садовый, непосредственно перед примыканием, наличие дефекта в виде просадки размером 0, 52Х3 м (длина), 3Х0 м (ширина), 135 м (глубина), общей площадью 1, 71 кв.м, - в нарушение пункта 5.3.2 ГОСТа Р 50597-2017 возвышение обочины над проезжей частью при отсутствии бордюра на 0, 117 м, - в нарушение п. 6.2.1 ГОСТ Р 505972017, п. 5.3.2 ГОСТ Р 52289-2019 Национальный стандарт Российской Федерации "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" перед примыканием дорог (улица Победы - пер. Садовый) отсутствуют дорожные знаки "Главная дорога" по улице Победы как при движении по полосе со стороны улицы Советская, так и при движении по полосе со стороны железнодорожного переезда в сторону улицы Советская.
Указанные нарушения явились основанием для составления в отношении Администрации протокола по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с последующим привлечением к административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 6 июля 2022 года (л.д.3-7); рапортом должностного лица (л.д.13); протоколом инструментального обследования от 14 июня 2022 года с приложенным видео- и фото-материалом (л.д.15-19) и иными материалами дела, которым дана надлежащая юридическая оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае Администрация, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 указанного Кодекса.
Данных о наличии обстоятельств, объективно делающих невозможным выполнение Администрацией возложенных на нее законом обязанностей, как и о достаточных мерах, которые лицо, являющееся ответственным за состояние дорог, предпринимало в области дорожной деятельности для предотвращения выявленных недостатков, совершенных до момента выявления недостатков, в дело не представлено.
Действия Администрации квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательства в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, а также безопасности дорожного движения.
Довод жалобы о том, что нарушения устранены до момента привлечения к административной ответственности ничем не подтвержден и не является обстоятельством, освобождающим от административной ответственности, поскольку факт несоблюдения требований обеспечения безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог со стороны Администрации имел место.
Несогласие заявителя с выводами судов первой и второй инстанций и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по части 1 статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера совершенного правонарушения, является соразмерным содеянному и отвечает принципам справедливости.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Игринского района Удмуртской Республики от 26 августа 2022 года и решение судьи Игринского районного суда Удмуртской Республики от 26 октября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Игринский район Удмуртской Республики", оставить без изменения, а жалобу главы муниципального образования Чиркова А.В. оставить без удовлетворения.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.