Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу Клюева Дмитрия Сергеевича на вступившие в законную силу постановление судьи Советского районного суда г. Самары Самарской области от 11 апреля 2022 года, решение судьи Самарского областного суда от 31 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Клюева Дмитрия Сергеевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Советского районного суда г. Самары Самарской области от 11 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Самарского областного суда от 31 августа 2022 года, Клюев Д.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит об отмене судебных актов, вынесенных по настоящему делу об административном правонарушении.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 N239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации" установлено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица).
Согласно пункту 2.4 постановления губернатора Самарской области от 22 октября 2021 года N 258 "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области" органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обязаны обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию); организации и индивидуальные предприниматели обязаны не допускать в здания, строения, сооружения, в которых осуществляется их деятельность, граждан, не соблюдающих требования, предусмотренные абзацем третьим настоящего пункта (о масочном режиме).
Из материалов дела усматривается, что 20 января 2022 года в 20 часов 30 минут Клюев Д.С, находясь в общественном месте в вестибюле станции "Безымянка" МП г.о. Самара "Самарский метрополитен" по адресу: г. Самара, ул.Победы, д. 93, в нарушении пункта 2.4 постановления губернатора Самарской области от 22 октября 2021 года N 258 "О комплекса мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COV1D-19) на территории Самарской области" не использовал средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски), тем самым не выполнил требования подпунктом "а, б" пункта 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении 21 N3673173, составленным уполномоченным должностным лицом (л.д. 6); рапортом (л.д.7); объяснениями Клюева Д.С.; фотоматериалом (л.д. 14); объяснениями ФИО4, ФИО5 (л.д. 9, 10) и другими доказательствами, оцененными судебными инстанциями по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предмет их допустимости, достаточности и достоверности.
Таким образом, совершенное Клюевым Д.С. деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Клюева Д.С. квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства на момент выявления данного правонарушения.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Законность и обоснованность постановления судьи районного суда проверены судьей второй инстанции в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о несоответствии сведений, указанных на официальном сайте Самарского областного суда, результатам рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции, не могут быть приняты во внимание, поскольку сами по себе не свидетельствуют о допущенных судом при рассмотрении дела нарушениях норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта. Юридически значимыми в настоящем случае являются сведения, указанные в судебных актах, имеющихся в материалах дела. Данные доводы были предметом служебной проверки, проведенной заместителем председателя Самарского областного суда, установленная допущенная помощником судьи техническая ошибка при размещении текста судебного акта была устранена. Кроме того, решение, имеющееся в материалах дела, было принято и оглашено в судебном заседании, в котором Клюев Д.С. принимал участие, в связи с чем нельзя говорить о наличии двух различных текстов судебного акта.
Суждения в жалобе, сводящиеся к необоснованности привлечения Клюева Д.С. к административной ответственности, являются несостоятельными, какими-либо объективными данными не подтверждены и опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств.
Доводы о том, что при составлении протокола допущены грубые процессуальные нарушения, были предметом судебной проверки, обоснованно опровергнуты по мотивам, изложенным в судебных актах. Оснований не согласиться с выводами предыдущих судебных инстанций не имеется.
С доводами жалобы о недоказанности того факта, что общественное место, указанное в протоколе об административном правонарушении, является местом массового пребывания людей, согласиться нельзя. Судья Советского районного суда г. Самара обосновано указал, что понятие массового пребывания людей дается в пункте 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", согласно которому местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек. Разъяснения об этом даны также Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в информационном письме "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом".
Вопреки доводам жалобы процедура привлечения Клюева Д.С. к административной ответственности не нарушена. ПАри рассмотрении настоящего дела судья районного суда правильно определилвсе фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Клюева Д.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении Клюева Д.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено судьей районного суда с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Наказание назначено Клюеву Д.С. с учетом положений части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует содеянному, отвечает целям административного наказания, указанным в статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы об отсутствии состава правонарушения в действиях Клюева Д.С. ввиду отмены в г.Самара с 1 июня 2022 года "массочного режима" является несостоятельным.
Пунктом 2 постановления губернатора Самарской области от 31 мая 2022 N167 "О внесении изменений в постановление Губернатора Самарской области от 22 октября 2021 года N 258 "О комплексе мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области" действие приведенного выше пункта 2.4 постановления губернатора Самарской области 22 октября 2021 года N 258 приостановлено.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Вместе с тем положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым закон, смягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, применимы только в случае, если постановление о назначении административного наказания не исполнено
Исполнение постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения осуществляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшим постановление, путем вручения или направления копии постановления.
Из материалов дела следует, что копия постановления судьи Советского районного суда г. Самары от 11 апреля 2022 года Клюеву Д.С. направлена и получена им 3 мая 2022 года (л.д.69 оборот).
Таким образом, назначенное административное наказание является исполненным, оснований для применения положений части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Оснований для освобождения Клюева Д.С. от административной ответственности, прекращения производства по делу об административном правонарушении не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Советского районного суда г. Самары Самарской области от 11 апреля 2022 года, решение судьи Самарского областного суда от 31 августа 2022 года, вынесенные в отношении Клюева Дмитрия Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Клюева Дмитрия Сергеевича - без удовлетворения.
Судья Э.Г. Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.