Судебная коллегия по уголовным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Парамзина С.В, судей Свиридова Д.В, Грибовой Е.В, при секретаре Алиевой А.Ф, с участием
осужденного Эскерова Т.К, защитника - адвоката Чеснокова В.О, прокурора Лупандина Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Кировской области Ломовцева С.А. на приговор Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 12 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Кировского областного суда от 16 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Парамзина С.В, выступления прокурора Лупандина Н.Г. в поддержание доводов кассационного представления, осужденного Эскерова Т.К. и его защитника - адвоката Чеснокова В.О, возражавших против удовлетворения кассационного представления, судебная коллегия
установила:
по приговору Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 12 апреля 2022 года
Эскеров Тимур Курбанович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", гражданин РФ, несудимый, осужден по ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (2 преступления) к 4 годам лишения свободы за каждое преступление и по ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (2 преступления) к 4 годам лишения свободы за каждое преступление.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний Эскерову Т.К. назначено окончательное наказание в виде 4 лет 4 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Мера пресечения в виде подписки о невыезде изменена на заключение под стражу до вступления приговора в законную силу, Эскеров Т.К. взят под стражу в зале суда.
Приговором осуществлен зачет времени содержания Эскерова Т.К. под стражей и домашним арестом в срок наказания, а также определена судьба вещественных доказательств.
Этим же приговором Эскеров Т.К. оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (по событиям сбыта наркотических средств ФИО10 в июле - августе 2018 года), на основании п. 2 ч. 2 ст. 302 УПК РФ, то есть в связи с непричастностью к совершению преступления, с признанием за ним права на реабилитацию в данной части.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Кировского областного суда от 16 июня 2022 года приговор изменен, из него исключено указание о назначении Эскерову Т.К. окончательного наказания по правилам ч. 3 ст. 69 УК РФ.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний, назначенных по ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (2 преступления) и ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (2 преступления), окончательно назначено Эскерову Т.К. 4 года 4 месяца лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор оставлен без изменения.
Согласно приговору Эскеров Т.К. признан виновным в совершении четырех покушений на незаконный сбыт наркотических средств и психотропных веществ, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), организованной группой, одно из которых совершено в значительном размере, два - в крупном размере.
Преступления совершены при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Кировской области Ломовцев С.А, не оспаривая обоснованность оправдания Эскерова Т.К. и установленные судом фактические обстоятельства дела, выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями по мотиву неправильной юридической оценки содеянного.
Отмечает, что органами предварительного следствия Эскеров Т.К. обвинялся, в том числе в совершении двух покушений на сбыт наркотического средства - гашиш (анаша, смола каннабиса) массой 1, 55 грамма (преступление N 2) и массой 1, 09 грамма (преступление N 6); трех сбытов наркотического средства гашиш (анаша, смола каннабиса) массой 0, 48 грамма ФИО9 (преступление N 3), массой 10, 82 грамма ФИО10 (преступление N 4) и массой 2, 16 грамма ФИО11 (преступление N 5).
Обращает внимание, что в нарушение положений ст. 17 УК РФ судом первой инстанции действия Эскерова Т.К. по совершению преступлений NN 2, 3, а также NN 4, 5, 6 объединены в два продолжаемых преступления и квалифицированы по ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, поскольку материалы уголовного дела не содержат сведений о том, что наркотические средства, размещенные в разные тайники, предназначались для одного потребителя, или существовала договоренность с потребителем о реализации ему всего объема наркотических средств.
Указывает, что из установленных судом фактических обстоятельств дела следует, что умысел Эскерова Т.К. был направлен на множественный сбыт размещенного количества наркотических средств разным лицам, которые имели возможность приобрести наркотические средства через различные тайники в разное время и в разных местах, при этом информация о местонахождении тайников с наркотическими средствами участниками организованной группы доведена по отдельности до сведения конкретных потребителей - ФИО9, ФИО10 и ФИО11
Кроме того, полагает, что неправильное применение уголовного закона повлекло назначение Эскерову Т.К. чрезмерно мягкого наказания.
На основании изложенного просит приговор и апелляционное определение отменить в части осуждения Эскерова Т.К. по двум преступлениям, предусмотренным ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступления NN 2, 3 и преступления NN 4, 5, 6), и передать уголовное дело в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе; считать Эскерова Т.К. осужденным к наказанию, назначенному на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ по совокупности двух преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (преступления NN 1, 7), к 4 годам 3 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В возражениях на кассационное представление адвокат Чесноков В.О. в защиту осужденного Эскерова Т.К. просит приговор и апелляционное определение оставить без изменения.
Изучив материалы уголовного дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Согласно ст. 401.6 УПК РФ пересмотр в кассационном порядке приговора, определения, постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
Такие нарушения закона по настоящему уголовному делу допущены, а установленный законом годичный срок для пересмотра приговора не истек, поскольку он вступил в законную силу 16 июня 2022 года.
Как следует из материалов уголовного дела и установлено судом первой инстанции, распространение наркотических средств и психотропных веществ осуществлялось организованной группой, в которую входил Эскеров Т.К, бесконтактным способом с использованием сети "Интернет" через интернет-магазин "Заводной" на сайте "HYDRA", принадлежащий организатору и руководителю группы.
Согласно распределенным ролям в группе, Эскеров Т.К. получал от неустановленного лица наркотические средства и психотропные вещества или сведения об их местонахождении, доставлял их в заранее подготовленные места, хранил и расфасовывал, а впоследствии размещал по тайникам - закладкам на территории г. Кирова и Кировской области, адреса которых посредством сети "Интернет" сообщал неустановленному лицу - организатору группы, который, в свою очередь, размещал эти сведения на витрине интернет-магазина "Заводной" для реализации наркотических средств и психотропных веществ неопределенному кругу пользователей интернет-сайта "HYDRA".
Эскеров Т.К. и другие участники организованной группы приобретенные наркотические средства и психотропное вещество расфасовали, хранили и разместили для последующего сбыта:
- в период с 21 октября 2018 года по 26 ноября 2018 года МДМА общей массой 6, 08 грамма, гашиш (анаша, смола каннабиса) общей массой 6, 21 грамма и амфетамин массой 2, 15 грамма в 9 тайниках на территории Кирово-Чепецкого района Кировской области, однако их умысел не был доведен до конца, поскольку их действия были пресечены сотрудниками полиции (преступление N 1);
- в период с 28 декабря 2018 года по 20 января 2019 года гашиш (анаша, смола каннабиса) массой 1, 55 грамма в тайнике в районе завода "Галополимер" г. Кирово-Чепецка Кировской области, однако их умысел не был доведен до конца, поскольку их действия были пресечены сотрудниками полиции (преступление N 2);
- в период с 20 января 2019 года по 29 января 2019 года гашиш (анаша, смола каннабиса) массой 0, 48 грамма в тайнике районе "адрес", посредством которого ФИО9 приобрел данное наркотическое средство (преступление N 3);
- 8 февраля 2019 года гашиш (анаша, смола каннабиса) массой 10, 82 грамма в тайнике в районе "адрес" д. Чирки г. Кирова, посредством которого ФИО10 приобрел данное наркотическое средство (преступление N 4);
- в период с 8 февраля 2019 года по 15 февраля 2019 года гашиш (анаша, смола каннабиса) массой 2, 16 грамма в тайнике у столба линии электропередач в 200-х метрах от дома N N по "адрес" г. Кирово-Чепецка Кировской области, посредством которого ФИО11 приобрел данное наркотическое средство (преступление N 5);
- в период с 8 февраля 2019 года по 15 февраля 2019 года гашиш (анаша, смола каннабиса) массой 1, 09 грамма в тайнике у остановки общественного транспорта около дома N N по "адрес" г. Кирово-Чепецка Кировской области, однако их умысел не был доведен до конца, поскольку их действия были пресечены сотрудниками полиции (преступление N 6);
- в период с 23 февраля 2019 года по 24 февраля 2019 года гашиш (анаша, смола каннабиса) общей массой 95, 7 грамма и МДМА общей массой 10, 70 грамма в 19 тайниках на различных улицах г. Кирова, однако их умысел не был доведен до конца, поскольку их действия были пресечены сотрудниками полиции (преступление N 7).
Органами предварительного следствия вышеуказанные действия Эскерова Т.К. были квалифицированы как 7 самостоятельных преступлений, а именно, 3 преступления, предусмотренные п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, 2 преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, и 2 преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
Суд первой инстанции согласился с доводами стороны обвинения и действия Эскерова Т.К, связанные с незаконным оборотом МДМА общей массой 6, 08 грамма, гашиша общей массой 6, 21 грамма и амфетамина массой 2, 15 грамма (преступление N 1), и действия, связанные с незаконным оборотом гашиша общей массой 95, 7 грамма и МДМА общей массой 10, 70 грамма (преступление N 7), квалифицировал по 2 преступлениям, предусмотренным ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
Однако все остальные действия Эскерова Т.К. суд квалифицировал как 2 продолжаемые преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, объединив между собой преступления NN 2 и 3, а также преступления NN 4, 5 и 6.
Свое решение суд мотивировал тем, что действия Эскерова Т.К, как участника организованной группы, при совершении каждого из двух продолжаемых преступлений охватывались единым умыслом, направленным на сбыт наркотических средств из каждой отдельной оптовой партии неограниченному и неопределенному количеству покупателей с целью получения материальной выгоды, при этом умысел осужденного не был доведен до конца по независящим от него причинам, поскольку преступная деятельность была пресечена 24 февраля 2019 года.
Вместе с тем, такая правовая оценка содеянного Эскеровым Т.К. является ошибочной.
По смыслу закона, сбыт наркотических средств - это незаконная деятельность лица, которая охватывает любые способы их незаконного распространения, общественная опасность которого состоит в вовлечении широкого круга лиц - потребителей, здоровье которых определено как один из объектов посягательства, предусмотренный главой 25 УК РФ. Оборудование, количество тайников-закладок с наркотическим средством, как один из способов распространения, определяет масштабность преступного вовлечения разных потребителей.
Из описания преступных действий, указанных в предъявленном Эскерову Т.К. обвинении и установленных судом первой инстанции, показаний самого осужденного об обстоятельствах совершения им преступлений, следует, что, умысел преступной группы, куда входил Эскеров Т.К, был направлен на множественный сбыт наркотических средств бесконтактным способом различным лицам по определенной схеме.
Данных о том, что наркотические средства по вмененным Эскерову Т.К. преступлениям NN 2 и 3, а равно NN 4, 5 и 6 предназначались для одного приобретателя, или существовала договоренность с приобретателем о реализации ему всего объема наркотических средств, из материалов уголовного дела, в том числе из показаний Эскерова Т.К, не следует. Напротив, судом установлено, что сведения о местонахождении тайников с наркотическими средствами были переданы конкретным потребителям ФИО9, ФИО10 и ФИО11, при отсутствии с ними предварительной договоренности на сбыт всего объема наркотических средств.
Следовательно, выводы суда первой инстанции о том, что вышеуказанные действия Эскерова Т.К. необходимо квалифицировать как два единых продолжаемых преступления, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, нельзя признать обоснованными.
Допущенные судом нарушения уголовного закона являются существенными, искажающими саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, поскольку повлияли на справедливость назначенного Эскерову Т.К. наказания.
Наряду с этим, суд апелляционной инстанции был лишен возможности устранить данные нарушения закона ввиду отсутствия предусмотренного ч. 1 ст. 389.24 УПК РФ повода для ухудшения положения осужденного.
Принимая во внимание, что обстоятельства инкриминируемых Эскерову Т.К. деяний в сфере незаконного оборота наркотических средств связаны между собой, приговор и апелляционное определение в отношении Эскерова Т.К. в части его осуждения за совершение двух преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, и двух преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, подлежат отмене с передачей уголовного дела в этой части на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого следует устранить допущенные нарушения уголовного закона.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что вступившим в законную силу приговором Ленинского районного суда г. Кирова от 28 февраля 2022 года за совершение тех же преступных действий осужден ФИО12 При этом, действия ФИО12 квалифицированы судом по совокупности 7 преступлений, а массы наркотических средств и психотропного вещества (за исключением одного преступления) меньше масс таких средств и вещества, за незаконный оборот которых был осужден Эскеров Т.К.
Учитывая тяжесть предъявленного Эскерову Т.К. обвинения и данные о его личности, а также в целях обеспечения производства по уголовному делу в разумные сроки, руководствуясь требованиями ст.ст. 97, 99, 108 УПК РФ, суд кассационной инстанции считает необходимым избрать в отношении Эскерова Т.К. меру пресечения в виде заключения под стражу сроком на три месяца, то есть до 8 марта 2023 года.
Объективных данных, свидетельствующих о невозможности содержания Эскерова Т.К. под стражей по состоянию здоровья, в материалах дела не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 401.13 - 401.16 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 12 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Кировского областного суда от 16 июня 2022 года в отношении Эскерова Тимура Курбановича в части его осуждения за совершение двух преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п.п. "а, г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, и двух преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. "а" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, отменить.
Уголовное дело в отношении Эскерова Т.К. в указанной части передать на новое судебное рассмотрение в Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в ином составе суда.
Избрать в отношении Эскерова Тимура Курбановича меру пресечения в виде заключения под стражу на срок три месяца, то есть до 8 марта 2023 года.
В остальном вышеуказанные приговор и апелляционное определение оставить без изменения, кассационное представление заместителя прокурора Кировской области Ломовцева С.А. удовлетворить.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.