Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 10 октября 2022 года кассационную жалобу МВД по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда города Казани республики Татарстан от 27 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 6 сентября 2022 года по административному делу N 2а-3141/2022 по административному исковому заявлению З.М. к МВД по Республике Татарстан, Управлению по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан, заместителю начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Аманову Р.Р, заместителю начальника отдела по вопросам миграции ОП N 7 УМВД Российской Федерации по городу Казани Самигуллиной Р.В, отделу по вопросам миграции ОП N 7 УМВД Российской Федерации по городу Казани о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя МВД по Республике Татарстан Ахмадуллиной Л.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Розиков З.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Республики Узбекистан.
Решением ОВМ ОМВД России по Нурлатскому району от 25 ноября 2019 года Розикову З.М. на основании подпункта 11 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке въезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не разрешён въезд в Российскую Федерацию сроком на 5 лет, до 19 ноября 2024 года.
15 февраля 2022 года представителем Розикова З.М. адвокатом Алискаровым Э.Ф. в Управление по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан подано заявление об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина от 25 ноября 2019 года в отношении гражданина Республики Узбекистан Розикова З.М. в связи изменением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда. Указано, что с момента выезда за пределы Российской Федерации прошло два года. За указанное время дочь Розикова З.М. - Мингалиева М.З. достигла возраста 5 лет. У супруги Розикова З.М. отсутствует постоянный источник дохода. Невозможность Розикова З.М. въезда и пребывания на территории Российской Федерации не позволяет ему оказывать непосредственную и личную заботу о семье и лично участвовать в ведении совместного хозяйства. Более того, отсутствие Розикова З.М. на протяжении длительного времени для ребенка, которому в 2022 году исполнилось 5 лет, является стрессовой ситуацией, поскольку ребёнок испытывает сильную привязанность к отцу.
По результатам рассмотрения обращения от 25 февраля 2022 года врио начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Амановым А.А. направлен оспариваемый в рамках настоящего дела ответ, выраженный в сообщении, в котором указано, что ОВМ ОП N 7 "Гагаринский" УМВД России по городу Казани на основании решения Вахитовского районного суда города Казани от 7 ноября 2019 года на основании подпункта 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении гражданина Республики Узбекистан Розикова З.М. направлено представление о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации сроком до 19 ноября 2024 года.
ОВМ ОМВД по Нурлатскому району, на основани подпункта 11 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 годаN 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении гражданина Республики Узбекистан Розикова З.М, принято решение о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации от 19 декабря 2017 года. Въезд не разрешён сроком до 19 декабря 2022 года.
Разъяснено право на обжалование такого решения в судебном порядке.
30 сентября 2022 года Розиков З.М. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, просил признать незаконным бездействие МВД по Республике Татарстан по рассмотрению заявления его представителя - адвоката Алиаскарова Э.Ф. об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в связи с изменением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда; возложить на МВД по Республике Татарстан обязанность устранить допущенное нарушение.
Решением Вахитовского районного суда города Казани республики Татарстан от 27 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 6 сентября 2022 года, административное исковое заявление Розикова З.М. удовлетворено.
Не согласившись с принятыми судебными актами, представитель МВД по Республике Татарстан в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что бездействие со стороны МВД по Республике Татарстан отсутствовало, поскольку обращение Розикова З.М. было рассмотрено и ответ административному истцу был дан в 30-дневный срок, в связи с чем у судебных инстанций отсутствовали основания для удовлетворения административного иска. Ссылается на то, что на последнем судебном заседании представителем МВД по Республике Татарстан приобщено дополнение к ответу от 25 февраля 2022 года, которым в удовлетворении заявления об отмене решения о неразрешении въезда отказано.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Частью 3 статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 годаN 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусмотрено, что в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 27 данного Федерального закона, выносится решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию. Порядок принятия решения о не разрешении въезда в Российскую Федерацию и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок принятия решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 26 и частью первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" установлен в Правилах принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года N 12 (далее - Правила).
Пунктами 6 и 8 Правил предусмотрено, что при изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда, решение о неразрешении въезда может быть отменено принявшим его уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Формы решений о неразрешении въезда, о приостановлении, возобновлении действия и отмене решения о неразрешении въезда, форма уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом в отношении их соответствующем решении, порядок рассмотрения материалов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, являющихся основанием для принятия (приостановления, возобновления и отмены) решения о неразрешении въезда, а также порядок информирования Федеральной службы безопасности Российской Федерации и территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации о принятии (приостановлении, возобновлении и отмене) решения о неразрешении въезда определяются нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Последовательность действий по рассмотрению в системе МВД Российской Федерации материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, и материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об отмене решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства определяет утверждённый приказом МВД России от 8 мая 2019 года N 303 "Порядок рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства" (далее - Порядок).
В силу пункта 8.1 Порядка материалы для принятия решения об отмене решения о неразрешении въезда рассматриваются подразделениями МВД России, которыми были подготовлены материалы для принятия решения о неразрешении въезда.
В силу положений пунктов 1 и 4 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
даёт письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Признавая незаконным бездействие административного ответчика по рассмотрению обращения, суд первой инстанции исходил из того, что ответ врио начальника УВМ МВД по Республике Татарстан Аманова Р.Р. от 25 февраля 2022 года на обращение представителя Розикова З.М. - адвоката Алиаскарова Э.Ф. от 15 февраля 2022 года не содержит ответа на поставленные в обращении вопросы, содержит лишь указание на ранее вынесенное в отношении Розикова З.М. решение о неразрешении въезда и направление представления о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, по существу поставленных в нём вопросов не рассмотрено, мотивированный ответ в соответствии с действующим законодательством не предоставлен.
В этой связи суд первой инстанции пришёл к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что имеет место незаконное бездействие.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Довод кассационной жалобы о том, что в ходе рассмотрения административного дела представителем МВД по Республике Татарстан заявителю дан дополнительный ответ, датированный 23 июня 2022 года, которым в удовлетворении заявления об отмене решения о неразрешении въезда отказано, несостоятелен, поскольку дополнительный ответ представлен после обращения административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением, за пределами установленного законом срока на рассмотрение обращения. К тому же в дополнении к ответу указано на невозможность отмены ранее принятого решения, поскольку обстоятельства, указанные в обращении, не свидетельствуют о незаконности такого решения. При этом в обращении указывалось на изменение обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда, то есть на новые, как полагает заявитель, обстоятельства, возникшие после вынесения решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации, не ставящие под сомнение законность ранее вынесенного решения.
При таких обстоятельствах судебные инстанции обоснованно признали бездействие незаконным.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таким образом, возложение на административного ответчика обязанности по рассмотрению обращения является правильным.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 27 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 6 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу МВД по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 5 декабря 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.