Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Карякина Е.А, судей Бритвиной Н.С, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 24 октября 2022 года кассационную жалобу муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 25 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 13 сентября 2022 года по административному делу N 2а-1-234/2022 по административному исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к муниципальному учреждению "Администрация муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
Заслушав доклад председательствующего судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее также - административный истец, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) обратилось в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к Муниципальному учреждению "Администрация муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области (далее также - административный ответчик, администрация).
В обоснование административного иска указано, что в ходе рассмотрения поступившего в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Ульяновском районе обращения по качеству питьевой воды в селе Полдомасово установлено, что ограждение одного родника имеет повреждение, частично разрушено, у второго родника ограждение отсутствует, имеется свободный доступ на родники, расположенные по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, село Полдомасово.
Проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения в села Полдомасово не разработаны из-за дефицита бюджета муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области.
Использование в качестве источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения села Полдомасово Ульяновского района Ульяновской области родников, расположенных по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Полдомасово, в отсутствие вышеуказанных документов представляет угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Административный истец просил суд: признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрация муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области, возложить обязанность разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенного пункта село Полдомасово Ульяновского района Ульяновской области, родников расположенных по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Полдомасово, обеспечить ограждение первого пояса санитарно-защитной зоны вышеуказанного источника питьевой и хозяйственнобытового водоснабжения населенного пункта село Полдомасово Ульяновского района Ульяновской области.
Решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 25 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 13 сентября 2022 года, признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке проектов зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенного пункта село Полдомасово Ульяновского района Ульяновской области, родников, расположенных по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Полдомасово; на администрацию возложена обязанность в срок до 31 декабря 2023 года разработать в соответствии с санитарным законодательством проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенного пункта село Полдомасово Ульяновского района Ульяновской области, а именно: родников, расположенных по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Полдомасово, обеспечить ограждение первого пояса санитарно-защитной зоны вышеуказанного источника питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения населенного пункта село Полдомасово Ульяновского района Ульяновской области.
В кассационной жалобе, поданной 24 октября 2022 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, администрация просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты в связи с несоответствием выводов судов первой и апелляционной инстанций обстоятельствам административного дела, неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы повторно приведены доводы об отсутствии незаконного бездействия со стороны администрации, поскольку администрация не является собственником объектов водоснабжения и водоотведения в селе Полдомасово Ульяновского района Ульяновской области.
По мнению подателя жалобы, ещё до обращения Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области с административным иском в суд администрацией обеспечено бесперебойное водоснабжение жителей села Полдомасово, что не учтено судами и исключает возложение решением суда на администрацию обязанности разработать проект зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, поскольку работа над ним запланирована и будет осуществлена.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, а также возражения на неё, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности бездействия уполномоченного органа и реального нарушения этим прав граждан.
Из материалов административного дела следует и судами установлено, что в адрес Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Ульяновском районе поступило коллективное обращение граждан по вопросу качества питьевой воды жителей села Полдомасово Ульяновского района Ульяновской области, по результатам рассмотрения которого проведена проверка.
Проверкой установлено, что источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения жителей села Полдомасово являются два родника (водозаборы), расположенные по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Полдомасово, ограждение одного родника имеет повреждение, частично разрушено, у второго родника ограждение отсутствует, имеется свободный доступ на родники.
Проекты зон санитарной охраны (далее также - ЗСО) источников водоснабжения в селе Полдомасово не разработаны, что администрацией не оспаривалось.
Разрешая административные исковые требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции правомерно заключил, что имеет место незаконное бездействие со стороны администрации муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке проектов ЗСО источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенного пункта и верно возложил на административного ответчика обязанность разработать проекты ЗСО источников водоснабжения, обеспечить ограждение первого пояса санитарно-защитной зоны.
Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с выводами суда первой инстанции, не усмотрел оснований для отмены правильного судебного решения, указал на то, что до окончания строительства нового водопровода обеспечение водоснабжения жителей села Полдомасово Ульяновского района осуществляется за счет вышеозначенных родников, а потому разработка проекта ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов является обязательным к исполнению требованием санитарного законодательства. Обязанность по разработке проектов ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения возложена на органы местного самоуправления, которые осуществляют полномочия собственника в отношении таких объектов в соответствии со статьёй 27 Водного кодекса Российской Федерации, а также в силу положений Федерального закона от 6 октября 2004 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Данные выводы судов, по мнению суда кассационной инстанции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Так, согласно положениям части 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) вопросами местного значения муниципальных районов являются организация на территориях сельских поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (часть 2 статьи 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Согласно положениям частей 1-2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
В соответствии со статьёй 19 названного Федерального закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Согласно пункту 105 названного СанПиН для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения ЗСО устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы" ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (пункт 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02).
Утверждения подателя жалобы о том, что администрацией обеспечено бесперебойное водоснабжение жителей села Полдомасово, не имеют прямого отношения к предмету административного спора, в связи с чем отклоняются судом кассационной инстанции.
Довод жалобы о том, что администрация не является собственником объектов водоснабжения и водоотведения в селе Полдомасово, опровергается материалами дела, в частности, договором аренды объектов водоснабжения от 30 сентября 2021 года и актом приема-передачи к нему (л.д. 21-30), согласно которым в селе Полдомасово две рабочих водозаборных скважины (источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, условно называемые по делу "родниками"), состоящие в реестре муниципального имущества, переданы администрацией в аренду Ульяновскому областному водоканалу.
Суд кассационной инстанции в силу ограничений, установленных частью 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полномочиями по переоценке доказательств и установлению фактических обстоятельств по административному делу не наделён.
Таким образом, материалами административного дела подтверждено наличие одновременно двух условий: незаконности бездействия органа местного самоуправления по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и реального нарушения при этом прав жителей означенного села, являющихся в совокупности основанием для удовлетворения заявленных требований, как это предусмотрено пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы, повторяющие доводы апелляционной жалобы, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 25 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального учреждения "Администрация муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 6 декабря 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.