Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 26 октября 2022 года кассационную жалобу администрации Ибресинского района Чувашской Республики (далее - Администрация) на решение Ибресинского районного суда от 22 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 8 июня 2022 года по административному делу N 2а-79/2022 по административному исковому заявлению прокурора Ибресинского района Чувашской Республики (далее - прокурор), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Министерство) об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, мнение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заключением межведомственной комиссии от 8 июня 2016 года N 13 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" (далее - многоквартирный дом), признан непригодным для постоянного проживания (л.д. 11-13, том 1).
На основании заключения межведомственной комиссии от 29 марта 2018 года N 16 дом признан аварийным и подлежащим сносу, строительные конструкции охарактеризованы снижением несущей способности, при котором существует опасность для пребывания в доме людей (л.д. 14, том 1).
В рамках проведенной прокурором проверки выявлены нарушения жилищного законодательства, связанные с невключением спорного многоквартирного дома в Республиканскую адресную программу "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации" на 2019-2025 годы, утвержденную постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года N 92.
Полагая бездействие административных ответчиков незаконным, прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, оспорил его в судебном порядке.
Решением Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 10 ноября 2021 года в удовлетворении административного иска прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 7 февраля 2022 года решение Ибресинского районного суда Чувашской Республики от 10 ноября 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении решением Ибресинского районного суда от 22 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 8 июня 2022 года, заявленные прокурором требования удовлетворены. На Администрацию и Министерство возложена обязанность исключить из автоматизированной информационной системы "Реформа ЖКХ" сведения об отнесении спорного многоквартирного дома к многоквартирному дому признанным аварийным после 1 января 2017 года, внести в автоматизированную информационную систему "Реформа ЖКХ" сведения о признании 8 июня 2016 года многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу с последующим включением этого дома в Республиканскую адресную программу "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации" на 2019-2025 годы", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года N 92.
В кассационной жалобе Администрация просит об отмене судебных актов, указывая на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам административного дела. По мнению заявителя жалобы, удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции вышел за пределы заявленных прокурором требований. Кроме того, приводит доводы о том, что орган местного самоуправления не наделен полномочиями по внесению изменений в вышеуказанную республиканскую адресную программу, что является препятствием для исполнения судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 данного закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содержится в статье 14 Федерального закона N 185-ФЗ, в соответствии с пунктом 11 части 1 которой Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Требования к региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда установлены в статье 16 вышеназванного закона, которая, кроме прочего, должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункт 1 части 2).
Во исполнение вышеприведенных законоположений постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 марта 2019 года N 92 (в ранее действующей редакции) утверждена республиканская адресная программа "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного в установленном порядке до 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации" на 2019-2025 годы (далее - республиканская адресная программа).
В соответствии с пунктами 2, 3 данного постановления, органам местного самоуправления рекомендовано принять участие в реализации и финансировании Программы, контроль за выполнением настоящего постановления возложен на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики.
Разрешая дело, судебные инстанции, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, установив факт невключения вышеназванного многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу до 1 января 2017 года в адресную республиканскую программу, что повлекло угрозу возникновения аварийных ситуаций, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, пришли к правильному выводу о допущенном Министерством и Администрацией бездействии и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы Администрации об отсутствии полномочий по внесению изменений в республиканскую адресную программу подлежат отклонению, поскольку данный нормативный правовой акт предусматривает участие в программе органов местного самоуправления.
Аргументы кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ибресинского районного суда от 22 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 8 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Ибресинского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 22 декабря 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.