Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А, Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 1 ноября 2022 года кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области на решение Ленинского районного суда города Самары от 11 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 сентября 2022 года по административному делу N 2а-2242/2022 по административному исковому заявлению Яковлевой Елены Геннадьевны, Яковлева Ивана Сергеевича к Министерству строительства Самарской области о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, возложении устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Карякина Е.А, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, возражения представителя Яковлевой Е.Г, Яковлева И.С. по доверенности Киреевой Ю.О. относительно удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Яковлева Е.Г. и Яковлев И.С. (далее также - административные истцы) обратились в суд с вышеозначенным административным исковым заявлением к Министерству строительства Самарской области (далее также - министерство).
В обоснование административного иска указано, что административными истцами подано заявление о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства. Решением от 11 января 2022 года N N Министерством строительства Самарской области им отказано во включении в реестр ввиду того, что административные истцы не является потерпевшими по уголовному делу.
Считая свои права нарушенными, а уведомление незаконным, административные истцы просили суд: признать незаконным решение министерства об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, изложенное в уведомлении от 11 января 2022 года N N; возложить на министерство обязанность устранить нарушение прав Яковлевой Е.Г. и Яковлева И.С, заново рассмотрев и приняв решение по их заявлению в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года N 927.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 11 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 сентября 2022 года, признано незаконным решение Министерства строительства Самарской области об отказе во включении Яковлевой Е.Г. и Яковлева И.С. в реестр пострадавших участников долевого строительства, изложенное в уведомлении от 11 января 2022 года N N; на Министерство строительства Самарской области возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Яковлевой Е.Г. и Яковлева И.С, заново рассмотрев и приняв решение по их заявлению от 21 октября 2021 года о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства.
В кассационной жалобе, поданной в электронном виде 1 ноября 2022 года через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, министерство просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты ввиду неправильного применения судами норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование кассационной жалобы приведены доводы о законности принятого министерством решения об отказе во включении Яковлевой Е.Г. и Яковлева И.С. в реестр пострадавших участников долевого строительства поскольку административными истцами не представлено доказательств признания их потерпевшими по уголовному делу в отношении недобросовестного застройщика.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Из материалов административного дела следует и судами установлено, что 29 августа 2003 года между закрытым акционерным обществом (далее -ЗАО) ПФСК "Эл-Гранд" и Яковлевым И.С, Яковлевым С.А. заключён договор N о долевом участии в строительстве жилого "адрес" по адресу: "адрес" (в границах улиц Ленинская, Маяковская, Братьев Коростелевых, Чкалова) в части трехкомнатной квартиры строительный N, площадью 93, 97 кв.м. Стоимость выделенного объема долевого участии составляет на момент заключения договора "данные изъяты" у.е, стоимость одной условной единицы эквивалентна стоимости одного доллара США по курсу Центрального Банка Российской Федерации на момент оплаты (л.д. 10-15, л.д. 58-60).
Денежные средства Яковлевым С.А. внесены в кассу ЗАО ПФСК "Эл-Гранд" в полном объеме, что подтверждается квитанциями от 16 октября 2003 года, 19 июля 2014 года, 21 апреля 2004 года, 17 октября 2003 года, 12 января 2004 года (л.д.17-18, л.д.55).
3 августа 2012 года решением Арбитражного суда Самарской области ЗАО ПФСК "Эл-Гранд" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 9 февраля 2012 года по делу N А55-5075/2009 требование Яковлева И.С, Яковлева С.А. включено в реестр требований о передаче жилого помещения должника ЗАО ПФСК "Эл-Гранд" в виде трехкомнатной квартиры строительный номер N по адресу строительства "адрес" (строительный адрес в границах улиц Ленинская, Маяковская, Братьев Коростелевых, Чкалова), общей площадью 93, 97 кв.м, сумма, уплаченная по договору, предусматривающему передачу жилого помещения, составляет "данные изъяты" рублей (л.д.19-22, л.д. 62-65).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер (л.д. 23).
Нотариусом города Самары Шевцовой С.Ю. после смерти Яковлева С.А. выданы свидетельство о праве на наследство по закону N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО3 принадлежит 1/4 доли прав и обязанностей по договору N о долевом участии в строительстве жилого "адрес" в "адрес", заключенному ДД.ММ.ГГГГ с ЗАО ПФСК "Эл-Гранд"; свидетельство о праве на наследство по закону N от ДД.ММ.ГГГГ, по которому ФИО2 принадлежит 1/2 доли прав и обязанностей по договору N о долевом участии в строительстве жилого "адрес" в "адрес", заключенному ДД.ММ.ГГГГ с ЗАО ПФСК "Эл-Гранд"; свидетельство о праве собственности 63 АА N 3047341 от ДД.ММ.ГГГГ, по которому ФИО2 принадлежит доля в праве в общем совместном имуществе супругов состоящее из 1/2 доли прав и обязанностей по договору N о долевом участии в строительстве жилого "адрес" в "адрес", заключенному ДД.ММ.ГГГГ с ЗАО ПФСК "Эл-Гранд" (л.д. 24-26, л.д. 52-54).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 21 июня 2019 года по делу N А55-5075/2009 заявление Яковлевой Е.Г, Яковлева И.С. о процессуальном правопреемстве удовлетворено, в порядке процессуального правопреемства в праве требования жилого помещения Яковлев С.А. заменен на Яковлеву Е.Г, Яковлева И.С. В реестр требований о передаче жилых помещений должника ЗАО ПФСК "Эл-Гранд" включены требования Яковлевой Е.Г. (1/4 доли), Яковлева И.С. (3/4 доли) о передаче жилого помещения - трехкомнатной квартиры строительный номер N по адресу строительства: "адрес", общая площадь 93, 97 кв.м (л.д. 27, л.д. 66).
21 октября 2021 года административные истцы обратились в Министерство строительства Самарской области с заявлением об их включении в реестр пострадавших участников долевого строительства (л.д. 46-51).
Уведомлением Министерства строительства Самарской области, доведённым до сведения заявителей письмом от 11 января 2022 года N N во включении заявителей в реестр отказано на основании подпунктов "а" и "г" пункта 2.5 Порядка в связи с непредставлением документов, установленных пунктом 2.2 Порядка, т.е. в связи с отсутствием в приложении к заявлению постановления следователя (дознавателя) судьи или определения суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о признании заявителя потерпевшим (л.д. 32).
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для административного дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отказ министерства во включении административных истцов в реестр пострадавших участников долевого строительства по приведенным в нём основаниям является незаконным, а также нарушает права и законные интересы административного истца.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции правильно согласился с его выводами, указал, что административным ответчиком вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлены доказательства правомерности принятого им решения, обоснованно отметил, что является достоверно установленным и никем не оспоренным факт неисполнения застройщиком, привлекшим денежные средства для строительства многоквартирного дома, своих обязательств перед административными истцами, и факт исполнения последними своих обязательств по договору в полном объеме.
Данные выводы судов, по мнению суда кассационной инстанции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
В силу частей 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 3 Закона Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области" (далее - Закон Самарской области N 84-ГД) орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий полномочия в сфере оказания мер государственной поддержки участников долевого строительства, принимает заявления пострадавших участников долевого строительства о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства и выносит решения о включении их в указанный реестр.
Постановлением Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года N 927 утверждён Порядок ведения реестра, в соответствии с пунктом 1.3 которого уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства (далее - Реестр) органом является Минстрой Самарской области.
В силу статьи 2 Закона Самарской области N 84-ГД пострадавший участник долевого строительства - гражданин Российской Федерации, соответствующий критериям, установленным статьей 5 данного Закона.
В силу пункта 2.5 Порядка ведения реестра, уполномоченный орган на основании поступившего заявления и документов, указанных в пунктах 2.2 и 2.3 настоящего Порядка ведения реестра, в тридцатидневный срок принимает решение об отказе или включении заявителя в Реестр, о чем уведомляет заявителя с указанием причин отказа или очередности.
Основаниями для принятия решения уполномоченным органом об отказе во включении пострадавшего участника долевого строительства в реестр являются: несоответствие пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона о поддержке обманутых дольщиков (подпункт "а" пункта 2.5); непредставление документов, указанных в пункте 2.2 данного Порядка (подпункт "г" пункта 2.5).
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Самарской области N 84-ГД пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:
1) наличие заключенного с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;
2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;
3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;
4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;
6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
В силу пункта 2.2. Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, к заявлению пострадавшего участника долевого строительства, указанному в пункте 2.1 данного Порядка, прилагаются следующие документы:
а) паспорт гражданина Российской Федерации, подтверждающий личность пострадавшего участника долевого строительства;
б) действующий договор участия в долевом строительстве, заключенный с недобросовестным застройщиком;
в) платежные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим участником долевого строительства обязательств в соответствии с договором участия в долевом строительстве, заключенным с недобросовестным застройщиком (первичные бухгалтерские документы);
г) постановление следователя, дознавателя, судьи или определение суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о признании пострадавшего участника долевого строительства потерпевшим (в случае наличия уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков);
д) определение арбитражного суда о включении пострадавшего участника долевого строительства в реестр требований участников строительства (при наличии);
е) документ, подтверждающий личность и полномочия представителя пострадавшего участника долевого строительства на подачу заявления (в случае подачи заявления представителем пострадавшего участника долевого строительства);
ж) свидетельство о праве на наследство (в случае если заявление и приложенные к нему документы подаются гражданином, являющимся наследником пострадавшего участника долевого строительства).
Применив указанные правовые нормы, суды обеих инстанций установили, что административным истцом представлен комплект документов, необходимый для отнесения их к числу лицам, пострадавших от действия недобросовестного застройщика в силу части 1 статьи 5 Закона Самарской области N 84-ГД, пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения министерства и нарушении прав административного истца.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии документов, подтверждающих признание заявителей потерпевшими в рамках уголовного дела, получили надлежащую оценку судов и не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами судов первой и апелляционной инстанций по обстоятельствам дела.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты судами первой и апелляционной инстанций обоснованно и отмене (изменению) не подлежат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 11 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 13 декабря 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.