Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Тураевой Т.Е, Трух Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иванова С.А. на решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 20 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 12 июля 2022 года по гражданскому делу N 2-103/2022 по иску Иванова С.А. к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Марий Эл о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Юровой О.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванов С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл, в обоснование своих требований указав, что 20 декабря 2021 года обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением N от 3 февраля 2022 года ему отказано со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа - 25 лет.
С данным отказом Иванов С.А. не согласен, полагает, что в указанный стаж ответчик необоснованно не зачел период прохождения службы в рядах Советской Армии по призыву с 10 июня 1987 года по 21 июня 1989 года.
С учетом изложенного истец просил включить приведенные выше периоды в его специальный стаж и возложить на ответчика обязанность по назначению ему досрочной страховой пенсии со дня обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган, то есть с 21 декабря 2021 года.
Решением Моркинского районного суда Республики Марий Эл от
20 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 12 июля 2022 года, в удовлетворении иска
Иванова С.А. о возложении обязанности по включению периодов службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, и назначении досрочной пенсии отказано.
В кассационной жалобе Иванов С.А. просит отменить решение и апелляционное определение, принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неправильную оценку обстоятельств дела.
Лица, участвующие в деле, правом участия в судебном заседании кассационной инстанции не воспользовались, надлежащим образом уведомлены о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 2.1.
статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения кассационной жалобы до начала судебного заседания не представили.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что решением ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Марий Эл от 3 февраля 2022 года N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1
статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ
"О страховых пенсиях" в связи с отсутствием специального стажа - 25 лет, в который в бесспорном порядке зачтено 24 года 2 месяца 13 дней. При этом спорные периоды с 10 июня 1987 года по 21 июня 1989 года в специальный стаж истца не включены.
Разрешая спор и отказывая истцу во включении в специальный стаж педагогической деятельности периодов прохождения им военной службы по призыву с 10 июня 1987 года по 21 июня 1989 года, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения иска в данной части не имеется, поскольку у Иванова С.А, начавшего педагогическую деятельность с 8 сентября 1997 года (согласно записи N в трудовой книжке), отсутствовал специальный стаж как на момент прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР, так и на момент изменения правового регулирования спорных отношений.
Поскольку требуемый специальный стаж истцом на день обращения в пенсионный орган не выработан, у суда не имелось правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначить Иванову С.А. с 21 декабря 2021 года досрочную страховую пенсию по старости.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, также указав, что постановление Совета Министров СССР от
17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года. Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 N 463 предусмотрено не было, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы истца.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статьям 8, 13, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ
"О страховых пенсиях", подпункту "м" пункта 1, пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665
"О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от
29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР
"О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397
"О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") и обстоятельствам дела.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы истца о наличии оснований для включения периода военной службы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости основаны на неверном толковании законодательства, получили надлежащую правовую оценку, при этом выводов судов не опровергают, а сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой установленных обстоятельств и фактически являются позицией заявителя, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
Отсутствие необходимо специального стажа у Иванова С.А. в свою очередь исключает за собой право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Моркинского районного суда Республики Марий Эл от
20 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 12 июля
2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Иванова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Юрова
Судьи Т.Е.Тураева
Е.В.Трух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.