N 88-23283/2022
8 декабря 2022 г. г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Шабанова С.Г, рассмотрев кассационную жалобу областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" на апелляционное определение Майнского районного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу N. по иску областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" к ФИО7 ФИО8 о взыскании задолженности за тепловую энергию
установил:
Областное государственное казенное предприятие "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" обратилось в суд с иском к ФИО9. о взыскании задолженности за теплоснабжение мест общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты", расходов по оплате государственной пошлины.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец осуществляет теплоснабжение жилого дома "адрес"
ФИО10 является собственником "данные изъяты" в праве общей долевой собственности на квартиру "адрес"
Договор теплоснабжения с ответчиком заключен путем совершения конклюдентых действий в соответствии с положениями пн. 6, 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
С ДД.ММ.ГГГГ на владельцев квартир, оборудованных в установленном законодательством порядке индивидуальными источниками тепловой энергии, возложена обязанность по внесению платы за отопление мест общего пользования.
ОГКП "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" ФИО11 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выставляло платежные документы на оплату коммунальных платежей, однако со стороны ответчика обязательства по внесению платы не исполнены.
Решением мирового судьи судебного участка N Майнского района Майнского судебного района Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ г. исковые требования областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" к ФИО12 о взыскании задолженности за тепловую энергию удовлетворены.
Судом первой инстанции постановлено: Взыскать с ФИО13 в пользу областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" задолженность за тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты"
Взыскать с ФИО14 в пользу областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" копеек.
Взыскать с ФИО15 в доход бюджета муниципального образования "Майнский район" Ульяновской области государственную пошлину в сумме "данные изъяты"
Апелляционным определением Майнского районного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ г. решение суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ г. изменено.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ г. апелляционное определение Майнского районного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Майнский районный суд Ульяновской области.
Апелляционным определением Майнского районного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ. решение суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГ г. изменено в части суммы задолженности, взысканной с ФИО16 в пользу областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области".
Судом апелляционной инстанции постановлено: Уменьшить взысканную с ФИО17 в пользу областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" сумму задолженности за
тепловую энергию.
Взыскать с ФИО18 в пользу областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" задолженность за тепловую энергию за период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме "данные изъяты"
В остальной части решение мирового судьи оставить без изменения.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене апелляционного определения Майнского районного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО19 является собственником "данные изъяты" в праве собственности на квартиру по адресу: "адрес"
Многоквартирный дом по указанному адресу имеет 4 подъезда и подключен к централизованной системе теплоснабжения.
Подъезды дома N 3 и N 4 дома оборудованы системой теплоснабжения: внутренней разводкой, стояками, при этом радиаторы отопления и иные приборы теплоснабжения отсутствуют.
Подъезды N 1 и 2 не имеют централизованной системы отопления и не оборудованы внутренней разводкой, стояками, радиаторами отопления и иными приборами теплоснабжения.
Многоквартирный жилой дом "адрес" общедомовым прибором учета потребленной тепловой энергии не оборудован.
Предоставление истцом теплоносителя посредством централизованных систем абонентам в многоквартирном доме "адрес" подтверждается справкой о начислениях по лицевому счёту жилья N
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, мировой судья руководствовался положениями частей 2, 4, 5 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, частей 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 4, 37, 42(1), 43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, и исходил из того, что поскольку многоквартирный жилой дом, в котором находится жилое помещение ФИО20 подключен к системе централизованного отопления и истцом осуществляется его теплоснабжение с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного жилого дома, на ответчика следует возложить обязанность по оплате коммунальной услуги по теплоснабжению, предоставляемой в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Мировой судья, проверив, принял представленный истцом расчет задолженности, произведенный по формуле, предусмотренной пунктом 2(3) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 г. N 354 и взыскал с ответчика задолженность по оплате теплоснабжения в полном объеме.
При новом рассмотрении дела, суд апелляционной инстанции вновь не согласился с выводами мирового судьи в части размера подлежащей взысканию задолженности и, исходя из того, что квартира ответчика оборудована индивидуальным газовым отоплением, а подъезды NN 1, 2 многоквартирного жилого дома системой отопления не оборудованы и, по мнению суда, функционируют обособленно от других подъездов дома, пришел к выводу о необходимости расчета размера платы за поставленную тепловую энергию на общедомовые нужды по формуле, предусмотренной пунктом 2(3) приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6.05.2011 г. N 354 с исключением из расчета площади части мест общего пользования многоквартирного дома - подъездов 1, 2, а также чердаков и подвалов многоквартирного жилого дома.
Выводы суда апелляционной инстанции противоречат фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации общее имущество в многоквартирном доме принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности.
Каждый участник долевой собственности, в силу положений статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 11 июня 2014 г. N 543-ст, под многоквартирным домом понимается оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, с помощью которой в многоквартирном жилом доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Как разъяснено в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 г, отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
Таким образом, предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного жилого дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления.
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).
В отношении многоквартирных домов, в которых, как правило, тепловая энергия расходуется одновременно на обогрев как отдельных, так и относящихся к общему имуществу помещений, данный принцип последовательно реализуется в специальных нормах жилищного законодательства.
Полномочия по определению порядка расчета размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета, а также при их отсутствии возложены на Правительство Российской Федерации, которое осуществило правовое регулирование в указанной сфере, установив порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, по соответствующим формулам, учитывающим показатели площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, тариф на тепловую энергию в Правилах N 354, утвержденных постановлением Правительства 6 мая 2011 г.
Какого-либо нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы устанавливал иной порядок расчетов, не имеется.
Пунктом 42 (1) Правил определен порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению.
Так, абзацем вторым данного пункта установлено, что в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2 (1), 2 (3) и 2 (4) приложения N 2 к Правилам.
Пункты 2 (3) и 2 (3) приложения N 2 к Правилам, содержат формулу расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода и формулу определения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме.
Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода определяется по формуле 2 (5).
Факт отсутствия в помещении многоквартирного дома приборов отопления подлежит учету при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению путем принятия равным нулю объема тепловой энергии, приходящейся на данное помещение, в соответствии с пунктом 2 (5) приложения N 2 к Правилам.
Данным пунктом определено, что объем потребленной за расчетный период тепловой энергии равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Также вышеуказанными пунктами Правил предусмотрено, что при определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) размера платы за коммунальную услугу по отоплению общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (Sои), определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.
Абзацами 6 и 7 указанных Правил предусмотрена возможность определения размера платы за коммунальную услугу теплоснабжения мест общего пользования при отсутствии отопительных приборов именно во всех помещениях, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Указанные положения Правил согласуются с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 16-П, согласно которой многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения, и предназначенную для проживания и деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов, по общему правилу, не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170).
Обеспечение сохранности многоквартирного дома как сложного единого объекта, а также содержание его в состоянии, исключающем разрушение его составных элементов вследствие промерзания или отсыревания, предполагает в первую очередь соблюдение в отдельных жилых и нежилых помещениях такого дома и в расположенных в нем помещениях общего пользования нормативно установленных требований к температуре и влажности, необходимых для использования соответствующих помещений по целевому назначению. Это достигается, как правило, за счет предоставления собственникам и пользователям указанных помещений коммунальной услуги по отоплению в виде подачи по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии (подпункт "е" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и пункт 15 приложения N 1 к данным Правилам; подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; пункты 3.1.2 и 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Несмотря на то что многоквартирные дома - в зависимости от особенностей их конструктивного устройства и инженерно-технического оснащения - могут обогреваться различными способами (в том числе не предполагающими оказания собственникам и пользователям расположенных в них помещений коммунальной услуги по отоплению), подавляющее большинство этих домов подключены к централизованным сетям теплоснабжения либо имеют автономную (общедомовую) систему отопления, при наличии которой производство коммунальной услуги по отоплению осуществляется с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме. Проектирование и строительство таких многоквартирных домов осуществляется с учетом необходимости соблюдения нормативных требований к температурному режиму в расположенных в них помещениях (включая как обособленные жилые и нежилые помещения, так и помещения общего пользования), составляющих совокупный отапливаемый объем здания в целом, что достигается, как правило, за счет присоединения каждого из этих помещений к внутридомовой системе отопления, которая включается в состав общего имущества многоквартирного дома и состоит из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Принимая во внимание обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества в таком доме (статья 210 ГК Российской Федерации, часть 3 статьи 30 и часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации), в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по отоплению должен быть положен принцип возложения на потребителей данной услуги обязанности по внесению платы за тепловую энергию, фактически потребляемую для обогрева как обособленных жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, так и расположенных в нем помещений общего пользования (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года N 46-П).
Такой подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, а равно и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, основан на презумпции фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева каждого из расположенных в нем помещений (включая помещения общего пользования) и тем самым многоквартирного дома в целом.
Данная презумпция может быть опровергнута лишь полным отсутствием фактического потребления тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения, для обогрева того или иного помещения, что, в свою очередь, может быть обусловлено, в частности, особенностями схемы теплоснабжения конкретного многоквартирного дома, предполагающей изначальное отсутствие в помещении элементов внутридомовой системы отопления (отопительных приборов, трубопроводов, стояков отопления и т.п.), либо проведением согласованного в установленном порядке демонтажа системы отопления определенного помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через это помещение элементов внутридомовой системы (аналогичная правовая позиция высказана и в пункте 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 года).
При этом размер платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственником или пользователем конкретного помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме, фактически определяется исходя из объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящегося на данное помещение (т.е. тепловой энергии, используемой для отопления непосредственно этого помещения), и приходящейся на соответствующее помещение доли от общего объема (количества) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества многоквартирного дома, на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на конкретное (i-е) помещение (жилое или нежилое) в данном многоквартирном доме, определяется по формуле 3(6) приложения N 2 к Правилам и признается равным нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в конкретном (i-м) жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство указанного жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации (абзац одиннадцатый пункта 3(6) приложения N 2 к Правилам).
Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к вопросу о взимании платы за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками или пользователями жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, переведенных на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, сама по себе установка такого рода источников тепловой энергии и, как следствие, фактическое неиспользование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым системам отопления, для обогрева соответствующего жилого помещения не могут служить достаточным основанием для полного освобождения его собственника или пользователя от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (Постановление от 20 декабря 2018 года N 46-П).
Данная правовая позиция основывается на том, что переход отдельных помещений (жилых или нежилых) многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, на автономное отопление (включая демонтаж расположенных в этих помещениях отопительных приборов (радиаторов отопления) и изоляцию проходящих через них стояков отопления) не влечет за собой реконструкцию относящихся к общему имуществу многоквартирного дома в целом внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям (жилым, нежилым, помещениям общего пользования), тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома (трубопроводах, стояках и т.д.).
Сказанное, в свою очередь, обусловливает обязанность собственников и пользователей всех помещений в многоквартирном доме оплачивать коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую на общедомовые нужды, вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения - за счет тепловой энергии, поступающей в конкретное помещение через подключенную к централизованным сетям теплоснабжения внутридомовую систему отопления, либо за счет индивидуальных источников тепловой энергии. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, допускается лишь при условии отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и только в рамках реконструкции системы его теплоснабжения (часть 3 статьи 36 и пункт 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в данном случае отсутствие, либо наличие в жилом помещении ответчика индивидуальных приборов отопления не имело какого-либо значения для установления обязанности по оплате тепловой энергии, поставляемой истцом для обогрева помещений общего пользования многоквартирного жилого дома в целом, а для освобождения ответчика от оплаты следовало установить два существенных обстоятельства: полное отсутствие в многоквартирном жилом доме централизованной системы отопления, не предусмотренной технической документацией, либо легальное переустройство - демонтаж инженерных отопительных систем жилого дома, согласованное в установленном порядке.
Такие обстоятельства в ходе рассмотрения дела ответчиком не доказаны.
Так, исполняя указания Шестого кассационного суда общей юрисдикции, суд апелляционной инстанции истребовал и приобщил к материалам дела Технический паспорт, согласно которому в спорном многоквартирном жилом доме предусмотрено централизованное отопление от ТЭЦ.
Согласно представленному администрацией муниципального образования "Майнский район" разрешению N, жилой дом введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ года и зарегистрирован в Ульяновском областном государственном унитарном предприятии бюро технической инвентаризации с архитектурно-планировочными и эксплуатационными показателями, соответствующими техническому паспорту.
Указанные документы не оспорены, каких-либо доказательств в их опровержение в обоснование своей позиции ответчиком не представлено.
Следовательно, при отсутствии доказательств, подтверждающих полное отсутствие в многоквартирном жилом доме централизованной системы отопления, либо произведенное жильцами переустройство инженерных систем жилого дома, заключающихся в демонтаже системы отопления мест общего пользования, согласованное в установленном порядке, у суда отсутствовали правовые основания для перерасчета платы путем исключения из площади мест общего пользования чердаков, подвалов и площади 1 и 2 подъездов многоквартирного жилого дома.
Данные обстоятельства, в нарушение требований статьи 67 и части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценки суда апелляционной инстанции не получили.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для начисления и взыскания с ответчика задолженности по оплате отопления всех мест общего пользования многоквартирного жилого дома противоречат приведенным выше нормам материального права и материалам дела.
С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым отменить апелляционное определение Майнского районного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ г. и оставить в силе решение мирового судьи судебного участка N Майнского района Майнского судебного района Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение Майнского районного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N. по иску областного государственного казенного предприятия "Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области" к ФИО21 о взыскании задолженности за тепловую энергию, - отменить.
Оставить в силе решение мирового судьи судебного участка N Майнского района Майнского судебного района Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ
Судья Шестого кассационного
суда общей юрисдикции С.Г. Шабанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.